ШОБЕРЛЕХНЕР (Schoberlechner) Франц (21 VII 1797, Вена - 7 I 1843, Берлин) - австр. пианист и композитор. Обучался игре на фп. у И. Н. Гуммеля; в 1809 дебютировал, исполнив фп. концерт No 2 Гуммеля, написанный специально для него. Одноврем. брал уроки композиции у Э. А. Фёрстера. В 14 лет сочинил симфонию и фп. концерт, которые были исполнены. В 1814 предпринял первую самостоят. конц. поездку. Посетил Грац, Триест, Болонью, Флоренцию, где были исполнены его реквием и комич. опера, Рим и Неаполь. В 1815-20 придв. композитор эрцгерцогини Марии Луизы в Лукке. В 1820 возвратился в Вену. В 1823 вновь отправился в конц. поездку. После успешных выступлений в Германии Ш. впервые приехал в Петербург (1824), где прожил неск. лет. Совм. с женой - певицей С. Ф. Шоберлехнер предпринимал длительные конц. турне по России, Германии и Италии (1824-27). Одну из своих 4 опер - оперу «Барон из Дольцхейма» (1827) Ш. написал специально для С. Ф. Шоберлехнер. В дальнейшем Франц и Софья Ш. жили гл. обр. в Тоскане (Италия), часто выезжая в конц. поездки. Значит. часть фп. произв. Ш. принадлежит к модному в то время жанру вариаций. Он обычно выбирал для них популярные темы, порой использовал шаблонную вариационную технику. К числу наиболее удачных соч. относятся «Интродукция» и «Большое рондо на русскую тему». Ш. принадлежат камерно-инстр. произв., в числе которых, согласно некоторым источникам, 6 струн. квартетов. ШОБЕРЛЕХНЕР Софья Филипповна (урожд.- Далль'Окка) [1807, Петербург - 12 (24) VIII 1863, там же] - рус. певица (драм. сопрано). Пению училась у своего отца, вок. педагога Ф. Далль'Окка. С юных лет выступая в концертах, восхищала слушателей прекрасным голосом и превосходной манерой пения. В 1824 вышла замуж за австр. пианиста и композитора Ф. Шоберлехнера, концертировала с ним в городах Германии и Италии. В Италии совершенствовалась под рук. Л. Лаблаша. С 1828 пела в петерб. итал. опере, в 1831 поселилась в Италии. Выступала во Флоренции, Риме, Турине, Падуе, Мантуе, Модене; в 1832 в Болонье с огромным успехом исполнила партию Джульетты в опере «Капулетти и Монтекки» Беллини. С 1834 в течение неск. сезонов была одной из ведущих певиц театра «Ла Скала» (Милан); с этого времени получила широкую известность; выступала в разл. городах Европы, в т. ч. в России. Г. Доницетти написал для Ш. партию Антонины в опере «Велизарий». В 1841 оставила сцену. В 1851 окончательно вернулась в Петербург, давала уроки пения и изредка выступала в концертах (в юбилейном концерте Ш. 25 февр. 1860 ей аккомпанировал А. С. Даргомыжский). Голос Ш. отличался полнотой звучания, обширным диапазоном, гибкостью и красивым, нежным тембром. Вдохновенное, страстное пение сочеталось с талантливой драм. игрой. Выделялась в партиях Аменаиды, Дездемоны, Нинетты («Танкред», «Отелло», «Сорока-воровка» Россини). |