ШПИТТА (Spitta) Юлиус Август Филипп (27 XII 1841, Вехольд, близ г. Хойя - 13 IV 1894, Берлин) - немецкий филолог и музыковед. В детские годы обучался игре на фп., органе, изучал композицию. В 1860 поступил в Гёттингенский университет, где вначале специализировался в области теологии, позднее посвятил себя классич. филологии, занимаясь под рук. Г. Зауппе и Э. Курциуса. Возглавлял студенч. песенный союз в университете, выступал как пианист, много времени уделял сочинению музыки. В Гёттингене Ш. познакомился с И. Брамсом, их знакомство впоследствии перешло в тесную дружбу. В 1864 защитил докторскую диссертацию о синтаксисе Тацита («Der Satzbau bei Tacitus»). Преподавал классич. языки в ср. уч. заведениях Ревеля (ныне Таллин); читал также лекции по истории музыки, затем - в гимназиях Зондерсхаузена и Лейпцига. В Лейпциге Ш. вместе со своими друзьями основал Баховский союз (Bach-Verein), который сыграл заметную роль в развитии муз. жизни города. С 1875 преподаватель истории музыки и адм. директор Высшей муз. школы в Берлине, а также секретарь Академии искусств и сверхштатный профессор истории музыки в Берлинском университете. Вместе с Г. Беллерманом Ш. воспитал в университете целую плеяду видных историков музыки, явившись по существу создателем муз.-историч. школы в Германии. Среди учеников - П. Вагнер, Й. Вольф, А. Зандбергер, М. Зейферт, К. Кребс, О. Флейшер, Э. Фогель, М. Фридлендер, а также Ж. Комбарьё. Ш. - один из основоположников истории музыки как науки. В своих муз. исследованиях использовал передовые методы совр. ему нем. классич. филологии, следовал важнейшему принципу историзма, выработанному этой наукой. Ш. продолжил линию, намеченную О. Яном в его труде о В. А. Моцарте. Ш. - «отец науч. баховедения». Его монография о Бахе (равно как и мн. представления о музыке Баха, выработанные Ш.) не утратила своего значения. Книга Ш. характеризует не только личность и творчество великого музыканта, но содержит также первое обширное и достаточно полное описание нем. музыки баховской эпохи. Ш. разделял представление мн. своих современников (в т. ч. Брамса) о музыке Баха как вершине мировой муз. культуры. Среди немецкий композиторов, подготовивших творчество Баха, Ш. выделял Г. Шюца. Ш. положил начало возрождению музыки Шюца, науч. изучению его творчества. В своих эстетич. оценках стремился основываться на тех требованиях искусства, которые представлялись ему наиболее актуальными и перспективными. Был большим приверженцем творчества Брамса, который, в свою очередь, высоко ценил Ш., называя его работы «драгоценными и непреходящими»; Брамс посв. Ш. два мотета a cappella op. 74 (1877). Ш. - ред. изданий: «Органные сочинения Д. Букстехуде» («Dietrich Bux-tehude's Orgelkompositionen», hrsg. von Ph. Spitta…, Bd 1-2, Lpz., 1876-77); «Собрания сочинений Г. Шюца» (Schütz H., «Sämtliche Werke», Bd 1-16, Lpz., 1885- 1894); «Музыкальные сочинения Фридриха Великого» («Musikalische Werke Friedrichs der Groβen», Bd 1-4, Lpz., 1889). Совместно с Ф. Кризандером и Г. Адлером Ш. осн. журн. «Vierteljahrsschrift für Musikwissenschaft» (1885-94), явился одним из инициаторов издания монументальной серии «Памятники немецкого музыкального искусства» («Denkmäler Deutscher Tonkunst», с 1892). Публиковал статьи в периодич. изданиях: «Allgemeine musikalische Zeitung», «Grenzboten», «Monatshefte für Musikgeschichte», в энциклопедии «Allgemeine Deutsche Biographie», в первом изд. словаря Грова («Grove's Dictionary of Music and Musicians», 1879-89). Автор муз. сочинений. Соч.: Ein Lebensbild R. Schumann's, Lpz., 1862; Jon. Seb. Bach, Bd 1-2, Lpz., 1873-1880, Darmstadt, 1962, (сокр. изд.) Lpz., 1935, «Wiesbaden, 1961; Zur Musik…, В., 1892; Musik-geschichtliche Aufsätze, В., 1894; Palestrina im 16. und 19. Jahrhundert, «Deutsche Rundschau», 1894, Jahrg. 20, Bd 79, H. 7, и др. |