ШРУТИ (санскр., от шру - слышать) - минимальное расстояние между 2 звуками, а также принцип организации звукоряда в инд. классич. музыке, подразумевающий деление его на 22 неравных по величине интервала. Впервые понятие Ш. встречается в «Натьяшастре» Бхараты (первые века н. э.); впоследствии этот принцип организации рассматривается как целостная теория в трактатах «Брхаддеши» Матанги (5 в.), «Сангитамакаранда» Нарады (8 в.), «Сангитаратнакара» Шарнгадевы (13 в.) и др. В них Ш. трактуется как наименьший интервал и как средство муз. выразительности, способствующее выявлению того или иного эмоционально-психологич. состояния - раса. Каждый Ш. имеет название, соответствующее характеру своего раса: неизменный, блистающий, желанный, прекрасный и т. д. Ш. делятся на 5 групп (джати): жгучие, широкие, нейтральные, нежные и жалобные. Инд. философская мысль, для которой характерно синкретич. восприятие мира, включает каждый из Ш. в целостную систему мироздания, где им соответствуют определ. планеты, цвета спектра, божества и т. д. Большое значение имеет соотношение между 22 Ш., располагающимися в пределах октавы, и 7 осн. ступенями звукоряда. Каждая ступень (свара) включает определ. количество Ш.: шадджа (1-я свара) включает 4 Ш., ришабха (2-я) - 3, гандхара (3-я) - 2, мадхья-ма (4-я) - 4, панчама (5-я) - 4, дхайвата (6-я) - 3, нишада (7-я) - 2. Не образуя осн. звукоряда, 22 Ш. употребляются в сочетании с группой свар того или иного звукоряда или в виде микроинтервального орнамента ( гамака), который имеет особое эстетич. значение. Наличие Ш. является одним из признаков, определяющих высокую степень развитости и утончённости музыки Юж. Азии. Распространённые в классич. музыке, они не типичны для традиц. музыки. См. Индийская музыка. |