ШТЕЙНБЕРГ Лев Петрович [3 (15) IX 1870, Екатеринослав - 16 I 1945, Москва] - советский дирижёр и композитор. Нар. арт. СССР (1937). В 1893 окончил Петерб. консерваторию по классу теории композиции у Н. Ф. Соловьёва (ранее занимался у Н. А. Римского-Корсакова), его педагогами по фп. были К. К. Фан-Арк и Н. Г. Рубинштейн, по гармонии - А. К. Лядов. В 1892 во время традиц. летних симф. концертов в Друскининкае состоялся дирижёрский дебют Ш. Работал в оперных театрах Петербурга (1892), Москвы (1902), Саратова (1903), Харькова (1910-13), Киева (1911-1914) и др. городов. В 1914 по приглашению С. П. Дягилева принял участие в «Рус. сезонах» (Лондон, Париж). В Лондоне под упр. Ш. впервые пост. оперы «Майская ночь» Римского-Корсакова и «Князь Игорь» Бородина (обе с участием Ф. И. Шаляпина). Позже выступал в Берне, Дрездене, Лейпциге, Берлине. В 1917-24 работал в Киеве, в 1924-26 - в Харькове, в 1926-28 - в Свердловске, Баку. С 1928 жил в Москве. В 1928-41 и 1943-45 дирижёр Большого театра. В 1937-38 преподавал дирижирование в Моск. консерватории. Ш. участвовал в организации театров и филармоний Киева и Одессы. Инструментовал оперу «Тарас Бульба» Лысенко и впервые пост. её на сцене (1924, Харьковский театр оперы и балета). Среди значит. пост.: «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1929), «Турандот» Пуччини (1931), «Царская невеста» (1937), «Русалка» (1944).
Соч.: муз. хроника Джон Рид (1932), балет Мирра (1924, Харьковский театр оперы и балета); для солистов, хора и орк. - кантаты Самсон (1892), Торжественная (Октябрь 1917 года, сл. И. Ж. Руля, 1923), симф. картина для хора с орк. Красная площадь (1934); для орк. - 4 симфонии (1906, 1916, 1920,?), симф. сюита Восточные картины (1941), симф. поэма Лес спит (1912), симф. картины - Мелюзина (1901), Украина (1925), концерт для скр. с орк. (1923) и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ШТЕЙНБЕРГ Максимилиан Осеевич [22 VI (4 VII) 1883, Вильнюс - 6 XII 1946, Ленинград] - советский композитор, дирижёр, педагог, муз. деятель. Засл. деят. искусств РСФСР (1934), нар. арт. Узб. ССР (1944). Д-р искусствоведения (1943). В 1907 окончил естеств. ф-т Петерб. университета и в 1908 - Петерб. консерваторию по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова (по гармонии занимался у А. К. Лядова, по инструментовке - у А. К. Глазунова). В 1908-46 преподавал в Петерб. (Ленингр.) консерватории композицию и инструментовку (с 1915 профессор, в 1917-31 декан композиторского ф-та, в 1931-34 зав. дирижёрским отделением, в 1934-1939 зам. директора, с 1939 зав. кафедрой композиции). Как педагог был продолжателем традиций Римского-Корсакова. Сыграл большую роль в воспитании мн. сов. композиторов. Среди учеников - М. А. Ашрафи, С. В. Бархударян, Б. Г. Брусиловский, В. М. Дешевов, Р. О. Меликян, А. Ф. Пащенко, В. А. Успенский, С. А. Чернецкий, Ю. А. Шапорин, Т. К. Шейблер, Д. Д. Шостакович, В. В. Щербачёв. Завершил труд Римского-Корсакова «Основы оркестровки» (изд. 1913), редактор его же «Практического учебника гармонии» (изд. 9-19, 1912-56). Для творчества Ш. характерны красочность, мастерское владение колористич. средствами орк. звучности. Во мн. соч. Ш. опирался на муз. фольклор народов СССР: 4-я симфония «Турксиб» основана на казах. и кирг. нар. темах, 5-я симфония-рапсодия - на узб. темах. Написал финал 2-го акта и заключит. сцену к опере «Алмаст» Спендиарова (1939), дополнит. номера к опере «Отечество» («Фландрия») Паладиля. Под ред. Ш. опубликован ряд муз. произв. Римского-Корсакова.
Соч.: балеты - Метаморфозы (по Овидию, 1913, пост. 1914, «Русские сезоны» С. П. Дягилева, Париж), Тиль Уленшпигель (по Ш. де Костеру, 1936), Сарай Мульк Хануи (не оконч.); для солистов, хора и орк. - кантаты Русалка (по М. Ю. Лермонтову, 1907), памяти А. С. Пушкина (сл. В. А. Рождественского, 1937), Небо и земля (драм. поэма, по Дж. Байрону, 1918); для орк. - 5 симфоний (1906; 1909, памяти Н. А. Римского-Корсакова; 1928, посв. Н. Я. Мясковскому; Турксиб, 1933; симфония-рапсодия на узб. темы, 1942), Вариации (1905), Прелюдия памяти Н. А. Римского-Корсакова (1908), Драматическая фантазия (1910), Торжественная увертюра на темы песен революций 1905-07 и 1917 (1930), каприччио В Армении (1940), Узбекский марш, марш К 25-летию Красной Армии (1943), героическая узб. увертюра Илгари (Вперёд, 1943); концерт для скр. с орк. (1946); камерно-инстр. ансамбли - 4 узб. песни для влч. и фп., 2 струн. квартета (1907, 1925); для голоса с фп. - романсы и песни на сл. К. Д. Бальмонта (1905), А. Н. Апухтина (1906), Р. Тагора (1924, 1925); обр. нар. песен для голоса с орк. - 4 цикла (1930-31) и др. Лит. соч.: О вреде музыки, «Музыка», 1913, No 118; В спорах о «Борисе Годунове», «Красная газета», Ленинград, 1928, 1 марта, веч. выпуск; А. К. Глазунов. Воспоминания о нём и его письма, в кн.: Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма, т. 2, Л., 1960, и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия