ШТЕЙНПРЕСС Борис Соломонович [р. 31 VII (13 VIII) 1908, Бердянск] - советский музыковед. Кандидат искусствоведения (1938). Чл. КПСС с 1942. В 1926-32 чл. РАПМ. В 1931 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у К. Н. Игумнова, в 1936 - аспирантуру по истории музыки (рук. М. В. Иванов-Борецкий), одноврем. преподавал там же (1931, 1933-1936). Читал курс истории заруб. музыки в консерватории (1936-37, в 1942-43 зав. кабинетом истории музыки) и муз. уч-ще в Свердловске (в 1941-43 зав. муз.-теоретич. отделением), а также в Центр. заочном муз.-пед. институте в Москве (в 1939-41 зав. кафедрой истории музыки, с 1940 доцент, декан историко-теоретич. ф-та). Сотрудник редакции газ. «Уральский рабочий» в Свердловске (1936-37 и 1941-43). В 1938-40 и 1943-59 ст. науч. ред. издательства «Советская энциклопедия». Автор работ по истории рус. и заруб. музыки (М. И. Глинка, А. А. Алябьев, В. А. Моцарт, А. Сальери), мн. статей в сов. и заруб. энциклопедиях и словарях, ред. нотной серии «Музыка массам» (291 тетрадь, 1929-31), ред.-сост. сборников «Из музыкального прошлого» (1960, 1965). Под ред. Ш. и с его историко-критич. очерком переиздан сб. «Голоса украинских песен» Максимовича - Алябьева (1961). Автор-сост. (совм. с И. М. Ямпольским) «Энциклопедического музыкального словаря» (1959, 1966) и «Краткого словаря любителя музыки» (1961, 1967). Соч.: Вопросы материальной культуры в музыке, М., 1931; К истории «цыганского пения» в России, М., 1934; Глинка, Верстовский и другие, в кн.: М. И. Глинка. Исследования и материалы, Л.-М., 1950; «Дневник» Кукольника как источник биографии Глинки, там же; Новый вариант старой легенды, «СМ», 1954, No 11; Новое о русских связях Моцарта, там же, 1956, No 12; Страницы из жизни А. А. Алябьева, М., 1956; Михаил Юрьевич Виельгорский, благожелатель Глинки, в кн.: М. И. Глинка, М., 1958; А. А. Алябьев в изгнании, М., 1959; «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше как источник оперы Моцарта, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960; Популярный очерк истории музыки до XIX века, М., 1963; Вымыслы и правда о Моцарте, «СМ», 1964, No 9; Музыка XIX века. Популярный очерк, ч. 1 - Классицизм и романтизм, М., 1968; Музыка Гайдна в России при жизни композитора, в кн.: Музыкальное исполнительство, сб. 6, М., 1970; Сальери сегодня, «СМ», 1975, No 3; Музыкально-лексикографические заметки, там же, 1975, No 10, 1978, No 3; Очерки и этюды, М., 1980, и др. |