ШТОКХАУЗЕН (Stockhausen) Карлхайнц (р. 22 VIII 1928, Мёдрат, близ Кёльна) - немецкий композитор, пианист, дирижёр, муз. писатель и педагог (ФРГ). В 1947-1951 занимался в кёльнской Высшей муз. школе по классу фп. у X. О. Шмидт-Нойхауза, по муз.-теоретич. предметам - у Г. Шрёдера. Одноврем. изучал философию, филологию и музыковедение в Кельнском университете. Брал уроки композиции у Ф. Мартена, в 1951 учился на Дармштадтских курсах совр. музыки, в 1952 - в Парижской консерватории у О. Мессиана (муз. анализ и муз. эстетика). В 1954-56 прошёл курс фонетики, теории информации и коммуникативных исследований в Боннском университете. С 1953 сотрудник Студии электронной музыки Кёльнского радио (с 1963 руководитель). В 1954-59 выступал на страницах журн. «Die Reihe» (Вена) с работами, посв. серийной и электронной музыке. С 1953 доцент Дармштадтских курсов, вёл курс композиции в ряде университетов США. В 1963-68 рук. основанных им Курсов новой музыки (Кёльн), а также междунар. группы исполнителей электронной музыки. В 1971-77 профессор кёльнской Высшей муз. школы. С 1958 выступает как дирижёр, пианист и звукорежиссёр с исполнением собств. соч. в разл. странах. Ш. - один из наиболее влиятельных представителей совр. муз. авангардизма. Уже в первых своих соч. («Перекрёстная игра», «Контрапункты») он отходит как от тонального мышления, так и от серийной техники, выдвинув на передний план муз.-акустич. задачи. Ш. проводит эксперименты с движущимися источниками звука, пытаясь утвердить независимость и эстетич. самоценность отд. параметров муз. звука (тембр, высота, длительность звучания). Гл. целью своих композиций считает «объединение звуков», в котором доминирующую роль играет алеаторное (см. Алеаторика) распределение муз. элементов. Ш. широко пользуется приёмами коллективной исполнительской импровизации с привлечением разнообразной технич. аппаратуры. В своих соч. добивается пространственно-звуковых эффектов, иногда грубо натуралистических, чаще - окрашенных в фантастич. звуковые «цвета». Тяготеющее к «космической мистериальности» творчество Ш. представляет собой в большой степени результат его рационалистич. концепций, в основе которых лежат философские, психологич., медицинские, муз.-технологич. задачи. Нек-рые произв. получили сценич. интерпретацию в качестве балетных или вок.-танц. пост. («Гимны» и др.). Во франц. городе Экс-ан-Прованс Междунар. центром по изучению совр. музыки с 1977 проводятся семинары «Музыка Ш.» (худ. рук. К. Самюэль). В 1978 в итал. городах Брешиа и Бергамо состоялся 1-й Междунар. конкурс композиторов имени Ш. Лит. соч.: Texte, Bd 1-Texte zur elektronischen und instrumentalen Musik…, Кцln, 1963, Bd 2 - Texte zu eigenen Werken. Zur Кunst Anderer. Aktuelles…, Кцln, 1964, Bd 3 -Texte zur Musik 1963-1970…, Кцln, 1971, Bd 4 - Texte zur Musik 1970-1977…, Кцln, 1978; Сott J., [Stockhausen К.], Conversations with the composer, N. Y., 1973. ШТОКХАУЗЕН (Stockhausen) Юлиус (22 VII 1826, Париж - 22 IX 1906, Франкфурт-на-Майне) - немецкий певец (баритон), хор. дирижёр и педагог. Сын арфиста Франца Ш. (1792-1868). Обучался пению в Парижской консерватории у Л. Поншара, совершенствовался у М. Гарсиа-сына в Лондоне (1848-49). В 1857-58 пел в театре «Опера комик» в Париже. Дирижировал филармонич. концертами и концертами Певч. академии в Гамбурге (1862-67). В 1869-70 камерный певец в Штутгарте. Возглавлял Штерновское хор. общество в Берлине (1874-78). В 1878-79 преподавал в консерватории Хоха во Франкфурте-на-Майне, в 1879 создал школу пения там же. Выступал в концертах в ансамбле с К. Шуман, а также с И. Брамсом, Й. Иоахимом. Ш. - выдающийся интерпретатор нем. и австр. песни. Его репертуар включал вок. циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» Ф. Шуберта, песни Брамса (первый исполнитель мн. песен; некоторые написаны спец. для Ш., в т. ч. 15 романсов ор. 33). Участвовал в исполнении «Страстей по Матфею» Баха (партия Христа), «Немецкого реквиема» Брамса. Ш. принадлежат «Методическое пособие по пению» («Gesangs-Unterrichtsmethode», 1884), работа «Вокальная техника и постановка голоса» («Gesangs-Technik und Stimmbildung», совм. с M. Фридлендером, т. 1-2, 1886-87). |