ШТОЛЬЦ (Stoltz) Розина (наст. имя и фам.- Викторина Ноэль, Noel) (13 II 1815, Париж - 30, по др. данным 28 VII 1903, там же) - французский певица (меццо-сопрано). Пению обучалась в муз. школе А. Э. Шорона («Школа классической и духовной музыки») в Париже. Под разными именами выступала с 1829 в концертах, в 1831-32 - на оперных сценах в Брюсселе, Спа, Антверпене, в 1833-34 - в Амстердаме и Лилле. В 1834 в Антверпене с огромным успехом исполнила партию Алисы в опере «Роберт-Дьявол», в 1836 в Брюсселе - партию Рахили в опере «Дочь кардинала» Галеви (одна из лучших в её репертуаре). В 1837-47 была одной из ведущих певиц театра «Гранд-Опера» (дебютировала под именем Розины Ш.); участвовала в первых пост. опер «Бенвенуто Челлини» Берлиоза (1838), «Озеро фей» Обера (1839), «Фаворитка» Доницетти (1840), «Королева Кипра» («Царица Кипрская», 1841), «Карл VI» (1843) Галеви и др. С 1847 выступала в разл. городах Франции. В 1854-55 снова пела в «Гранд-Опера». Как оперная и конц. певица гастролировала в 1850-59 в Лисабоне, Вене, Турине, Гааге и др. В 1860 ушла со сцены, продолжала конц. деятельность. Ш. вошла в историю оперного театра как одна из наиболее ярких представительниц романтич. школы 30-40-х гг. 19 в., способствовавших утверждению на сцене жанра франц. большой оперы. Обладала голосом обширного диапазона с тёплыми, насыщенными, бархатистыми низами, полнозвучным средним регистром и звонкими, полётными верхними нотами, редким драм. талантом, прекрасной внешностью. Высокое меццо-сопрано позволяло Ш. с одинаковым успехом исполнять и партии драм. сопрано (напр., Валентины в «Гугенотах» Мейербера и Семирамиды в «Семирамиде» Россини). Её пение отличалось необычайной выразительностью, точностью фразировки. Иск-во Ш. высоко ценили Дж. Россини, Г. Берлиоз (упоминает Ш. в своих «Мемуарах»), Г. Доницетти, написавший специально для Ш. партию Леоноры в опере «Фаворитка». ШТОЛЬЦ (Stolz) Роберт Элизабет (25 VIII 1880, Грац - 27 VI 1975, Зап. Берлин) - австрийский композитор и дирижёр. Ученик Р. Фукса (Вена) и Э. Хумпердинка (Берлин). С 1898 дирижёр ряда театров, в т.ч. «Театр ан дер Вин» (Вена), гастролировал в странах Европы (в т.ч. в России). В 1938 написал «Похоронный марш для Гитлера» и эмигрировал во Францию. Во время оккупации Франции заключён в концлагерь, с 1940 жил в США, в 1946 вернулся в Вену. Автор 65 оперетт, в их числе - «Фаворит» («Der Favorit», Берлин, 1916), «Полночный вальс» («Der Mitternachtswalzer», Берлин, 1926), «Единственная ночь» («Eine einzige Nacht», Берлин, 1927), «Пеппина» (1930), в которых развивал традиции венской оперетты. Писал музыку к фильмам (ок. 100). Широкую популярность получили песни Ш. (св. 2000); Ш. принадлежит первый европ. фокстрот («Саломея», 1919). В 1952-71 ежегодно сочинял музыку для венского ревю на льду. Австр. правительство присудило Ш. звание профессора (1947). Почётный гражданин Вены (1970). ШТОЛЬЦ (Stolz) Тереза (наст. имя и фам. - Терезина Штольцова, Stolzovб) (2 VI 1834, Костелец, Чехия - 23 VIII 1902, Милан) - чешская певица (драм. сопрано). Происходила из семьи музыкантов и певцов. В 1849-51 училась в Пражской консерватории у Дж. Б. Гордиджани, затем брала уроки пения у В. Чабоуна. В 1855-56 обучалась в консерватории Триеста у Л. Риччи, позднее совершенствовалась у Ф. Ламперти в Милане. Дебютировала в 1857 в спектакле итал. оперной труппы в Тбилиси, затем выступала в Ницце и Гранаде. С 1864 жила в Италии, пела в разл. городах, быстро завоевав признание. В 1865 была приглашена в миланский театр «Ла Скала», где пела до 1879 (дебютировала в заглавной партии в опере «Лукреция Борджа»). Успешно исполнив заглавную партию в опере Дж. Верди «Жанна Д'Арк», привлекла внимание композитора, который предложил ей спеть партию Елизаветы в итал. премьере его оперы «Дон Карлос» (1867, Болонья, театр «Комунале»); выступление прошло с триумфальным успехом. С этого времени Ш. считалась одной из лучших вердиевских певиц; в «Ла Скала» исполнила также партии Леоноры («Сила судьбы», премьера 2-й ред., 1869) и Аиды (первая пост. оперы в «Ла Скала», 1872; дирижировал автор). В 1874 Ш. спела партию сопрано в «Реквиеме» Верди (1-е исполнение; Милан, собор Сан-Марко, затем в «Ла Скала» под упр. автора). В 1874-79 много гастролировала в Италии, а также Каире, Париже, Вене, Лондоне. В 1875 выступала в России (в партии Аиды и в «Реквиеме» Верди, Москва, Петербург). Среди партий - Леонора, Амелия («Трубадур», «Бал-маскарад»), Рахиль («Дочь кардинала» Галеви), Алиса, Валентина («Роберт-Дьявол», «Гугеноты»). В 1879 оставила сцену; жила в Милане, её салон посещали мн. оперные певцы. Одна из выдающихся оперных певиц 2-й пол. 19 в., Ш. обладала голосом большой силы, обширного диапазона (g - сis3), редкого по красоте тембра, с мощными, почти меццо-сопрановыми низами, чарующим по теплоте звучания средним регистром и звонкими высокими нотами. Её пение отличалось музыкальностью, выразительностью фразировки. Исключит. природные данные, совершенное вок. мастерство, тонкое чувство стиля в соединении с яркой экспрессией и подлинно драм. темпераментом сделали Ш. крупнейшей исполнительницей партий в операх Верди. |