ШТРАУС (Strauβ) Иоганн (16 II 1866, Вена - 9 I 1939, Берлин) - австрийский дирижёр. Сын Эдуарда Ш., внук Иоганна Ш. (отца). Учился в Венском университете, работал ревизором в Мин-ве культуры и просвещения. Начал дирижёрскую деятельность в Будапеште. Со своим оркестром выступал зимой в Вене, летом - в городах Германии. С 1902 гастролировал с оркестром в Румынии, Болгарии, Турции, в 1934 и 1937 - в США. С 1907 жил в Германии (Берлин). Ш. - последний представитель династии Штраусов, много сделавший для популяризации их соч., а также сохранения традиций школы Штраусов в 20 в. Автор муз. произв., в т. ч. оперетты «Кошка и мышь» («Кatze und Maus», «T-p ан дер Вин», Вена). Лит. см. при статье И. Штраус (сын). И. А. Немировская. ШТРАУС (Strauβ) Иоганн (отец) (14 III 1804, Вена - 25 IX 1849, там же) - австрийский скрипач, дирижёр и композитор. Родоначальник известной семьи музыкантов. Систематического муз. образования не получил, брал уроки игры на скрипке у А. Полищанского и композиции у И. Зейфрида. С 1817 альтист танц. оркестра И. Памера в Вене. С 1819 альтист струн. квартета, с 1824 помощник дирижёра оркестра Й. Ланнера. В 1825 организовал собств. танц. оркестр, с которым в 1833 совершил первую гастрольную поездку по Австро-Венгрии; в 1837-38 гастролировал в Париже и Лондоне, где пользовался большим успехом (о нём восторженно отозвался Г. Берлиоз). С 1835 дирижёр придв. бального оркестра в Вене. Совм. с Ланнером Ш. явился создателем нового типа вальса, т. н. венского вальса, получившего широкое распространение и большую популярность благодаря ритмич. гибкости, мелодич. выразительности. Ш. был прозван «отцом вальса». Как и Ланнер, он перестал рассматривать вальс как отдельную короткую танц. пьесу и писал циклы, состоящие из интродукции, 5 вальсов и коды. В музыке вальсов Ш. заметна связь с австр. гор. фольклором, традициями бытового музицирования, скр. импровизациями (терцово-секстовые дублировки), стилем венских классиков и творчеством Ф. Шуберта. Иногда в своих произв. Ш. использовал музыку др. композиторов (в вальсе «Цецилия» - 2 темы из «Крейцеровой сонаты» Бетховена). Творчество Ш. оказало влияние на его сыновей, а также др. композиторов, работавших в области т. н. лёгкой музыки. Автор св. 250 произв., среди которых вальсы, кадрили, галопы, марши, польки, фантазии. Наиболее известны вальсы: «Габриелен» («Gabrielen-Walzer»), «Цецилия» («Cäcilien-Walzer»), «Тальони» («Taglioni-Walzer»), «Виктория» («Viktoria-Walzer»), «Электрические искры» («Elektrische Funken»), «Вальс баядерок» («Bajaderen-Walzer»), «Демоны» («Mephistos Hollenrufe»), марш Paдецкого («Radetzky-Marsch», посв. австр. полководцу). Поли. собр. соч. Ш. издано под ред. И. Штрауса-сына (Лейпциг - Нью-Йорк, 1887-89). ШТРАУС (Strauβ) Йозеф (20 VIII 1827, Вена - 22 VII 1870, там же) - австрийский дирижёр и композитор. Сын И. Штрауса (отца). По профессии инженер-строитель. Учился в Венском политехпич. институте. Систематич. муз. образования не получил. В 1853 дебютировал в качестве дирижёра оркестра Штраусов в связи с болезнью своего брата Иоганна Ш. (сына), вместе с которым стал фактическим руководителем оркестра. Гастролировал в разл. странах Европы, был в России (в 1862 и 1869 принимал участие в Павловских концертах; см. Павловский вокзал). Автор ок. 300 популярных танц. пьес, в их числе - вальсы, польки, мазурки, галопы, кадрили, марши. Особой поэтичностью обладают его вальсы. Наиболее известные соч. Ш. - «Первые и последние вальсы» («Die ersten und die letzen Walzer»), вальсы «Венские дети» («Wiener Кinder»), «Ласточки австрийских сёл» («Dori'schwalben aus Цsterreich»), «Динамиды» («Dynamiden»), а также написанная совм. с Иоганном Ш. (сыном) Полька-пиццикато («Pizzicato-Polka», 1869). Мелодия вальса «Dynamiden» использована Р. Штраусом в опере «Кавалер розы». Издано Полное собр. соч. Ш. (в фп. переложении, В.-Lpz., 1909). Лит. см. при статье И. Штраус (сын). И. А. Немировская. ШТРАУС (StrauЯ) Иоганн (сын) (25 X 1825, Вена - 3 VI 1899, там же) - австрийский композитор, скрипач и дирижёр. Старший сын Иоганна Ш. Вопреки желанию отца, который хотел сделать сына коммерсантом, стал тайно от него обучаться игре на скрипке (у концертмейстера оркестра Штрауса-отца - Ф. Амона). По композиции занимался у Дрекслера и др. В 6-летнем возрасте сочинил первый вальс (впоследствии опубл. под назв. «Первая мысль» - «Erster Gedanke»). В 1844, соперничая с отцом, организовал свой конц. ансамбль (состоял из 15 музыкантов-сверстников), преобразованный затем в оркестр, и успешно выступал с ним как скрипач-дирижёр и композитор. Публика постепенно отдала предпочтение младшему Ш. После смерти отца (1849) Ш. объединил оба оркестра под своим управлением и совершил с этим коллективом ряд конц. поездок по Европе. Ранее гастролировал с собств. оркестром по Сербии и Румынии (1847). В 1851 гастролировал в Гамбурге, Праге, Дрездене, Лейпциге, Варшаве. В 1856-1865 и 1869 посетил Россию, руководил летними конц. сезонами в Павловске (см. Павловский вокзал). Кроме собств. произв. и произв. др. зап.-европ. композиторов, Ш. исполнял здесь соч. русский композиторов, в т. ч. впервые - «Песню одалисок» и «Марш Олоферна» из оперы «Юдифь» Серова (1862), «Характеристические танцы» Чайковского (1865, позднее включены Чайковским в его оперу «Воевода»), в 1864 посвятил спец. программу произв. М. И. Глинки. Ш. концертировал в России также в 1872 и 1886, выступая в Петербурге и Москве. В 1872 гастролировал в США, в т. ч. в Бостоне (дал 14 концертов), где для стотысячной аудитории дирижировал грандиозным хором и оркестром (20 тысяч музыкантов, сто дирижёров-помощников). В 1863-70 Ш. - дирижёр придв. венских балов. Ш. вошёл в историю музыки как мастер танц.-бытовой музыки и оперетты. В творчестве Ш. венский вальс достиг классич. вершины своего развития (композитор прозван «королём вальса»). Им написано ок. 500 соч. конц.-бытового плана (вальсы, польки, кадрили, мазурки, марши, галопы), кроме того, ок. 50 таких произв. создано Ш. совм. с братьями. Важнейшая заслуга Ш. состояла в возведении жанров т. н. лёгкой музыки на высокий художеств. уровень. Опора на нар. песенно-танц. ритмоинтонации (австро-нем., венг., слав.) и практику бытового музицирования определила нац. характер произв. Ш., их демократизм. Современники называли вальсы Ш. «патриотическими песнями без слов». Мелодии его лучших вальсов («Сказки Венского леса», «На прекрасном голубом Дунае» и др.) получили распространение в Австрии как народные. В области танц. музыки Ш. развил традиции своих предшественников - Ф. Шуберта, Й. Ланнера, К. М. Вебера, своего отца. Вальсы Ш. - романтически одухотворённые танц. поэмы, передающие разл. оттенки душевных состояний. Они носят разнообразные программные заглавия, среди них посвящённые России («Прощание с Петербургом»), революции 1848 («Песни свободы», «Песни баррикад», «Звуки единства», 1848), траурный вальс, написанный на смерть отца («Вальс-некролог», 1849). Ш. развил форму венского вальса, унаследованную от Ланнера и своего отца (состоящую обычно из интродукции, 5 вальсов и коды), обогатил вальс со стороны мелодики, гармонии, инструментовки. Гл. средство выразительности вальсов Ш. - мелодия широкого дыхания, интонационные истоки которой восходят к бытовой венской песенности, её ритмич. рисунок гибок, подвижен, изменчив. При исполнении вальсов в них несколько укорачивается первая доля, при переходе от интродукции к собственно вальсу постепенно ускоряется темп, что придаёт танцу особую одухотворённую устремлённость. Ш. - автор 16 оперетт, которые он начал писать с 1870-х гг., находясь под большим влиянием Ж. Оффенбаха. Претворяя нац. традиции комедийных спектаклей, Ш. (также как Ф. Зуппе и К. Миллёкер) создал особую разновидность венской оперетты. Одна из вершин творчества Ш. в этом жанре - оперетта «Летучая мышь» (1874). Это произв. вначале было холодно принято венской публикой и лишь после сенсационного успеха в др. странах было оценено в Вене. В 1885 Ш. создал ставшую одной из самых популярных в Европе оперетту «Цыганский барон». Среди др. оперетт выделяются «Весёлая война» (1881), «Ночь в Венеции» (1883). В венской оперетте Ш. важнейшая роль отводится музыке. В ней господствует стихия танца (поэтому её можно назвать танц. опереттой) - польки, мазурки, галопа, чардаша и особенно вальса, что насыщает действие стремит. движением, создаёт ощущение праздничности, романтич. подъёма чувств. Драматургически оперетты Ш. уступают опереттам Оффенбаха. По содержанию они менее злободневны, в них отсутствует сатирич. элемент, на первый план выступают лирич. мотивы. Традиции Ш. продолжили в своих опереттах О. Штраус, Ф. Легар, И. Кальман. Ш. оказал большое влияние на композиторов, обращавшихся вслед за ним к стихии венской песенно-танц. музыки, - Г. Малера, Р. Штрауса (опера «Кавалер розы»), М. Равеля («Благородные и сентиментальные вальсы» для фп., симф. поэма «Вальс»). Обработки вальсов Ш. для фп. делали И. Брамс, Л. Годовский, К. Таузиг и др. Крупнейшие музыканты-современники Ш. ценили его талант композитора и дирижёра (X. Г. фон Бюлов, Р. Шуман). Восторженно отзывались о Ш. также Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Вагнер, И. Брамс. С глубокой симпатией говорили о нём рус. музыканты - А. Н. Серов, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский. На сов. сцене идут оперетты Ш. и балеты «Штраусиана» и «Голубой Дунай», основанные на музыке Ш. Соч.: комич. опера Рыцарь Пасман (Ritter Pazman, 1892, Придв. театр, Вена); балет Золушка (Aschenbrödel, доработка Й. Байера, 1901, Берлин); оперетты - Весёлые венские женщины (Die lustigen Weiber von Wien, соч. 1870), Индиго и 40 разбойников (Indigo und die vierzig Räuber, 1871, «Т-р ан дер Вин», Вена), Римский карнавал (Carneval in Rom, по пьесе «Пикколино» Сарду, 1873, там же), Летучая мышь (Die Fledermaus, по А. Мельяку и Л. Галеви, 1874, там же), Калиостро в Вене (Cagliostro in Wien, 1875, там же), Принц Мафусаил (Prinz Methusalem, 1877, «Карлстеатр», Вена), Слепая корова (Blindekuh, по Р. Кнайзелю, 1878, «Т-р ан дер Вин», Вена), Кружевной платок королевы (Das Spitzentuch der Кцnigin, 1880, там же), Весёлая война (Der lustige Кrieg, 1881, там же), Ночь в Венеции (Eine Nacht in Venedig, 1883, Берлин), Цыганский барон (Der Ziegeunerbaron, 1885, «Т-р ан дер Вин», Вена), Симплициус (1887, там же), Княгиня Нинетта (Fürstin Ninetta, 1893, там же), Ябука (1894, там же); Лесной сторож (Waldmeister, 1895, там же), Богиня благоразумия (Die Göttin der Vernunft, 1897, там же), Венская кровь (Wiener Blut, доработка А. Мюллера, 1899, «Карлстеатр», Вена); для орк. - 168 вальсов, в т. ч. Прощание с Петербургом (Abschied von St. Petersburg, 1858), Утренние листки (Morgenblätter, 1864), На прекрасном голубом Дунае (An der schönen blauen Donau, 1867), Жизнь артиста (Кьnstlerleben, 1867), Сказки Венского леса (Geschichten aus dem Wienerwald, 1868), Радуйтесь жизни (Freut euch des Lebens, 1870), Новая Вена (Neu-Wien, 1870), Тысяча и одна ночь (Tausend und eine Nacht, из оперетты Индиго и 40 разбойников, 1871), Венская кровь (Wiener Blut, 1873), Розы с юга (Rosen aus dem Süden, из оперетты Кружевной платок королевы, 1880), Весенние голоса (Frühlingsstimmen, 1883), Любимый вальс (Shatz-Walzer, 1886), Императорский вальс (Кaiser-Walzer, 1890); 117 полек, в т. ч. Бал юристов (Juristenball, 1864), В Павловском лесу (Im Pawlowskwalde, 1869); 73 кадрили; 43 марша, в т. ч.: Персидский марш (Persischer Marsch, 1864), 31 мазурка и галоп, в т. ч.: Perpetuum mobile (1860), Лёгкая кровь (Leichtes Blut, 1867). ШТРАУС (StrauЯ) Эдуард (15 III 1835, Вена - 28 XII 1916, там же) - австр. скрипач, дирижёр и композитор. Сын Иоганна Ш. (отца). Ученик Ф. Амона (скрипка), Г. Прейера и З. Зехтера (гармония и контрапункт). Учился игре на арфе. С 1853 скрипач в оркестре Штраусов. В 1859 там же дебютировал в качестве дирижёра, с 1865 рук. этого оркестра. Гастролировал с оркестром в разл. странах Европы и Америки, в 1865 и 1894 был с концертами в России (в Петербурге и Павловске; см. Павловский вокзал). В 1901 распустил оркестр. С 1870 управляющий придв. балами в Вене. Автор многочисл. танц. соч., написанных в стиле Иоганна Ш. (сына). Известно св. 300 его танцев. Автор воспоминаний («Erinnerungen», 1906). Лит. см. при статье И. Штраус (сын). И. А. Немировская. ШТРАУС (Straus) Оскар (6 III 1870, Вена - 11 I 1954, Бад-Ишль) - австрийский композитор и дирижёр. По гармонии и композиции занимался у Г. Греденера и А. Просница в Вене, с 1891 обучался в частной муз. школе М. Бруха в Берлине. С 1893 дирижёр муз. театров разл. городов Австро-Венгрии и Германии (Брно, Познань, Майнц, Гамбург). С 1900 работал в Берлине в качестве композитора кабаре «Ьberbrettl», где приобрели известность его песни (в т. ч. «Музыка приходит» - «Die Musik kommt»), с 1927 жил в Вене. В 1938 эмигрировал во Францию, с 1940 - в США (жил в Нью-Йорке и Голливуде). В 1948 возвратился в Австрию (Бад-Ишль). Ш. - видный мастер венской оперетты. Широко использовал в своих произв. венский гор. фольклор, особенно вальс, первым начал вводить в оперетту распространённые в 20-х гг. фокстрот и шимми. Среди наиболее популярных оперетт Ш. - «Храбрый солдат» (по пьесе «Шоколадный солдатик» Б. Шоу), «Последний вальс», «Терезина». На творчество Ш. оказала влияние музыка Ф. Легара и И. Штрауса (сына). В оперетте «Три вальса» (1935, Цюрих) использовал музыку И. Штрауса (сына) и И. Штрауса (отца). Соч.: оперы - 6, в т. ч. Кордовская сирота (Die Waise von Cordova, 1894, Познань), Долина любви (Das Tal der Liebe, 1909, Нар. опера, Вена); балеты - Коломбина (1904, Берлин), Принцесса Трагантская (Die Prinzessin von Tragant, 1912, Венская придв. опера), оперетты - 33, в т. ч. Весёлые нибелунги (Die lustigen Nibelungen, 1904, «Карлстеатр», Вена), Грёзы (Ein Walzertraum, 1907, там же; 2-я ред. 1951), Храбрый солдат (Der tapfere Soldat, 1908, «Т-р ан дер Вин», Вена), Обаяние любви (Liebeszauber, 1916, Берлин), Последний вальс (Der letzte Walzer, 1920, Берлин), Жемчуга Клеопатры (Die Perlen der Cleopatra, 1923, «T-p ан дер Вин», Вена), Терезина (Die Teresina, 1925, Берлин); для орк. - увертюра Жизнь-мечта (Traum ein Leben, по P. Грильпарцеру), серенада для струн. орк. (1899), Старовенский хоровод для струн. орк.; концерт для скр. с орк.; камерно-инстр. ансамбли; пьесы для разл. инструментов; музыка к спектаклям драм. театра; музыка к кинофильмам; песни (ок. 500). ШТРАУС (Strauss) Рихард Георг (11 VI 1864, Мюнхен - 8 IX 1949, Гармиш-Партенкирхен, близ Мюнхена) - немецкий композитор, дирижёр, муз. деятель. Отец - Франц Йозеф Ш. (1822-1905) - валторнист Баварской корол. придв. капеллы. С 4 лет Ш. стал обучаться игре на фп. у матери, затем у А. Томбо и Ниста; с 6 лет учился игре на скрипке у Б. Вальтера; к этому же времени относятся его первые соч. В 1875-80 изучал гармонию, контрапункт и инструментовку под рук. придв. капельмейстера Ф. В. Мейера. Первые навыки дирижирования и знакомство с инструментами оркестра Ш. приобрёл в отрочестве, участвуя в еженедельных репетициях мюнхенского любительского оркестра «Wilde Gungl». Ш. дирижировал Мейнингенским оркестром (1885-86), оркестрами оперных театров в Мюнхене (1886-89, 1894-98), Веймаре (1889-94), Берлине (с 1898, в 1908-18 генерал-музик-директор), Вене (1919-24). С 1894 выступал как дирижёр на Байрёйтских фестивалях. Гастролировал в странах Европы (в т. ч. в России, 1896) и Америки, дирижировал почти всеми большими оркестрами мира. Ш. как дирижёру были свойственны скупость движений и подчёркнутое спокойствие, хотя он предпочитал ускоренные темпы. Лучшие дирижёрские работы - оперы «Свадьба Фигаро» и «Все они таковы» Моцарта, «Тристан и Изольда». Пропагандировал творчество совр. ему композиторов Г. Малера, М. Регера, X. Пфицнера и др.; будучи председателем Всегерманского муз. союза (1901-09), включал их произв. в программы концертов. В 1917 Ш. стал участником Зальцбургских муз.-театр. фестивалей. В 1917-20 руководитель класса композиторского мастерства в Берлинской академии искусств. В 1933 назначен президентом Имперской муз. палаты, в 1935 подал в отставку. Когда Гармиш-Партенкирхен, где Ш. жил с 1909, был оккупирован амер. войсками, он переселился в Швейцарию, в 1949 вернулся снова в Гармиш-Партенкирхен. Почётный доктор Гейдельбергского (1903), Оксфордского (1914) и Мюнхенского (1949) университетов, чл. Академии искусств в Берлине (1909), почётный чл. Венской академии искусств (1944). Осн. жанры творчества композитора - симф. поэма и опера. Одночастные поэмы Ш., отличающиеся блестящей оркестровкой, нередко с монотематич. развитием, применением лейтмотивов и трансформацией тем, представляют собой развитие этого жанра, введённого Ф. Листом. Характерные для поэм портретность, конкретность образов, театральность и свободное применение изобразит. приёмов во многом идут от традиций Г. Берлиоза. В основе ряда симф. поэм Ш. лежат образы мировой литературы. Первая из них - поэма «Макбет» по У. Шекспиру (1-я ред., 1887) отличается суровым, мрачным колоритом. Широко известна поэма «Дон Жуан» по Н. Ленау (1889), ведущая идея которой - непостоянство как следствие стремления к идеалу. Образы её ярки и красочны, муз. развитие захватывает стремительностью. В поэме «Весёлые забавы Тиля Уленшпигеля» (1896) композитор взял за основу нем. вариант легенды (отсутствует тема освободит. борьбы Нидерландов с Испанией). Это самое популярное орк. произв. Ш.; композитор передаёт приключения героя в развитии двух тем, непрестанно меняющих характер. Поэму «Дон Кихот» по М. Сервантесу (1897) композитор назвал «фантастич. вариациями на тему рыцарского характера». Соч. завершается грустной насмешкой над человеческой восторженностью. Образы и идеи обобщающего значения композитор черпал также и в некоторых философских учениях. Поэма «Смерть и просветление» (1889) посвящена вечной проблеме жизни и смерти и связана с философией А. Шопенгауэра; «Так говорил Заратустра» по Ф. Ницше (1896) представляет собой попытку передать средствами музыки некоторые аспекты одноим. философского сочинения. В этом произв. композитор обратился к сложной системе лейтмотивов, использовал оркестр увеличенного состава и орган. Поэма «Жизнь героя» (1898) имеет автобиографич. характер, о чём свидетельствует введение тем из др. соч. композитора. Автобиографич. тема разработана также в одночастной «Домашней симфонии» (1903), где героич. характер мужчины и капризный чарующий жен. образ дополнены портретом ребёнка (тембр гобоя д'амур), законченная в 1915 «Альпийская симфония» по существу тоже является программной симф. поэмой. Она продолжает линию 6-й, «Пасторальной», симфонии Бетховена и с блеском передаёт красоту зримого мира. Последнее симф. произв. Ш. - этюд для 23 струнных солирующих инструментов «Метаморфозы» (1945) - может быть названо траурной одой, элегич. поэмой; в музыке его развивается мотив из темы траурного марша 3-й, «Героической», симфонии Бетховена. Оперное творчество Ш. более полно, чем симфоническое, отразило творч. эволюцию композитора. Первые оперы он писал в традициях Р. Вагнера («Гунтрам», 1893; «Без огня», 1901). Большое влияние на Ш. оказала литература кон. 19 - нач. 20 вв. Композитор обращался к текстам О. Уайльда, С. Цвейга, испытал воздействие соч. своего друга - австр. писателя и драматурга Г. фон Гофмансталя, декларировавшего уход в мир чистого искусства, эстетизировавшего рок, эрос и смерть. Эти идеи получили отражение в опере «Саломея» (1905), муз. истоки которой восходят к операм «Тристан и Изольда» Вагнера и «Пелеас и Мелисанда» Дебюсси. Система лейтмотивов в этом произв. используется в сложном симф. развитии. Действие оперы напоминает кошмарное сновидение. Музыка одноактной драмы создаёт атмосферу экзальтации, страха, нервного возбуждения. В опере «Электра» (либр. Гофмансталя, 1908), как и в «Саломее», музыка выражает отчаяние, ненависть, состояние безумия, жажду мести и наслаждение мщением. «Саломея» и «Электра» поразили современников новым напряжённым звучанием. В этих соч. творчество III. эволюционировало в сторону резкой эксцентричности, кричащих контрастов оркестровки и приблизилось к экспрессионизму. Однако это эстетическое направление вскоре оказалось для Ш. исчерпанным. Композитор оказался перед опасностью потери публики и превращения искусства в замкнутый в себе мир. Лирико-комич. опера «Кавалер розы» (1910) обозначила резкий поворот творчества Ш. к неоклассицизму, к оперной классике 18 в. (влияние творчества Моцарта приносит с собой ясность формы, лёгкость, уравновешенность звучания), к венской оперетте И. Штрауса-сына (средством образной характеристики в опере всё чаще становится вальс). В 1921 Ш. на основе венской танц. музыки создал балет-дивертисмент «Сбитые сливки», в 1932 - лирич. муз. комедию «Арабелла». Др. соч. Ш., написанные с участием Гофмансталя и не без влияния его вкусов, отразили стилистич. колебания композитора. Таковы балет «Легенда об Иосифе» (1914) с иллюстративной, вычурно-декоративной музыкой и опера «Елена Египетская» (1927), отличающаяся яркостью экзотич. красок и вместе с тем выдвижением на первый план напевной вок. кантилены. В 1912 Ш. создал «Ариадну на Наксосе» - одну из своих самых популярных опер. Стилизованный миф (его идея - способность человеческой души к преображению, развитию) переплетается в опере с мотивами карнавала, живые лица с масками, серьёзная опера - с опереттой. В этом отношении опера предвосхитила ряд произв. И. Ф. Стравинского, М. де Фалья, С. С. Прокофьева. Отличающую это произв. мелодичную, прозрачную и строго организованную по канонам оперы барокко музыку находим и в камерной опере «Дафна» (1937), гл. темы которой - близость человека к природе и очеловечивание природы. «Любовь Данаи» на сюжет греч. мифа (1940) - род сатирич. оперетты. Одно из самых глубоких произв. Ш. - романтич. мистерия-сказка «Женщина без тени» (1918) с возвышенно-гуманистич. идеей очищения через любовь и сострадание, к-рая дала композитору возможность проявить всю разносторонность своей муз. фантазии. Поэтичные муз. образы соседствуют с пародийными, фантастика и глубокий психологизм - с реалистич. зарисовками быта. Наименее характерна для творчества Ш. суровая, «солдатская» опера «День мира» (1936) на сюжет из времён Тридцатилетней войны, связанная по замыслу с картиной Д. Веласкеса «Сдача Преды» и оперой Л. Бетховена «Фиделио». Оперу-буффа «Молчаливая женщина» (1935) композитор создал как шутливую стилизацию мелодич. образцов из опер «Свадьба Фигаро» и «Все они таковы» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини и «Фальстаф» Верди. Это весёлая пьеса с быстро развивающимся действием и яркими комедийными ансамблями, короткими завершёнными ариями, дуэтами, канцонами. В «автобиографической комедии брака» - опере «Интермеццо» (1923) Ш. вернулся к образам «Домашней симфонии». Меткость «житейских» интонаций приближает 13 картин произв. к опере М. П. Мусоргского «Женитьба» и др. речитативным экспериментам. «Каприччио» (1942) - разговорная пьеса с музыкой, скетч, посвящённый теоретич. проблемам оперы и драмы. Ш. - композитор выдающегося мастерства и огромной творч. продуктивности. Он писал музыку во всех жанрах (кроме церковной). Смелый новатор, изобретатель множества новых приёмов и средств муз. языка, Ш. явился создателем оригинальных инстр. и театр. форм. Композитор осуществил синтез разл. типов классико-романтич. симфонизма в одночастной программной симф. поэме. Он в равной мере владел искусством выражения и искусством изображения. Мелодика Ш. разнохарактерна и пестра, ясная диатоника часто сменяется хроматикой. В мелодиях опер Ш. наряду с немецким проступает австрийский (венский - в лирич. комедиях) нац. колорит; в некоторых соч. господствует условная экзотика («Саломея», «Электра»). Тонко дифференцированы средства ритма. Нервность, импульсивность многих тем связаны с частыми сменами метра, асимметрич. построениями. Вибрирующая пульсация зыбких звучностей достигается полифонией разнохарактерных ритмомелодич. построений, полиритмичностью ткани (особенно в «Интермеццо», «Кавалере розы»). В области гармонии композитор шёл от Вагнера, усиливая её текучесть, неопределённость, подвижность и одноврем. красочность, неотделимую от экспрессивной красочности инстр. тембров. Гармония Ш. наполнена задержаниями, вспомогательными и проходящими звуками. В своей основе гармонич. мышление Ш. тонально. И в то же время в качестве особого выразит. приёма Ш. вводил хроматизмы, политональные наложения. Жёсткости звучания нередко возникали как юмористич. приёмы. Огромного мастерства достиг Ш. в области оркестровки, используя тембры инструментов как яркие краски. В годы создания «Электры» Ш. ещё был сторонником мощи и блеска оркестра увеличенного состава. Позже идеалом композитора становятся максимальная прозрачность, экономия средств. Одним из первых Ш. использовал тембры редких инструментов (альтовая флейта, малый кларнет, хекельфон, саксофон, гобой д'амур, трещотка, ветряная машина из театр. оркестра). Творчество Ш. - одно из крупнейших явлений мировой муз. культуры кон. 19-20 вв. Оно глубоко связано с классич. и романтич. традициями. Подобно представителям романтизма 19 в., Ш. стремился к воплощению сложных философских концепций, к усилению экспрессии и психологич. усложнению лирич. образов, созданию сатирич. и гротескных муз. портретов. Вместе с тем он вдохновенно передавал высокую страстность, героич. порыв. Отражая сильную сторону своей художеств. эпохи - дух критицизма и стремление к новизне, Ш. в такой же мере испытал на себе и негативные воздействия времени, его противоречия. Ш. принимал и вагнерианство и ницшеанство, не чуждался красивости и фривольности. В ранний период творчества композитор любил сенсацию, эпатировал консервативную публику и выше всего ставил блеск мастерства, рафинированную культуру творч. труда. При всей сложности художеств. концепций произв. Ш. им часто недостаёт внутр. драматизма, значительности конфликта. Ш. прошёл через иллюзии позднего романтизма и ощутил высокую простоту доромантич. искусства, особенно любимого им Моцарта, а в конце жизни испытал вновь тяготение к глубокому проникновенному лиризму, свободному от внешней эффектности и эстетских излишеств. Соч.: оперы - Гунтрам (либр. Ш., 1893, пост. 1894, Веймарский придв. театр; нов. ред. 1940), Без огня (Feuersnot, либр. Э. фон Вольцогена, соч. и пост. 1901, Дрезденская придв. опера), Саломея (по одноим. пьесе О. Уайльда, соч. и пост. 1905, Дрезденская придв. опера), Электра (по трагедии Г. фон Гофмансталя, 1908, пост. 1909, Дрезденская придв. опера), Кавалер розы (Der Rosenkavalier, муз. комедия, либр. Гофмансталя, 1910, пост. 1911, Дрезденская придв. опера; экранизация, 1926), Ариадна на Наксосе (Ariadne auf Naxos, либр. Гофмансталя, 1912, Штутгартский придв. театр; нов. ред. 1916, Венская придв. опера), Женщина без тени (Die Frau ohne Schatten, либр. Гофмансталя, 1918, пост. 1919, Венская гос. опера) Интермеццо (бюргерская комедия с симф. интермедиями, текст, Ш., 1923, пост. 1924, Дрезденская гос. опера), Елена Египетская (Die дgyptische Helene, либр. Гофмансталя, 1927, пост. 1928, Дрезденская гос. опера; нов. ред. 1933), Арабелла (лирич. муз. комедия, либр. Гофмансталя, 1932, пост. 1933, Дрезденская гос. опера), Молчаливая женщина (Die schweigsame Frau, комич. опера, либр. С. Цвейга по комедии «Эписин, или Молчаливая женщина» Джонсона, 1935, Дрезденская гос. опера), День мира (Friedenstag, одноактная опера, либр. Й. Грегора, 1936, пост. 1938, Нац. театр, Мюнхен), Дафна (буколическая трагедия, либр. Грегора, 1937, пост. 1938, Дрезденская гос. опера), Любовь Данаи (Die Liebe der Danae, весёлая мифология, либр. Грегора, 1940, генеральная репетиция 1944, Зальцбург, пост. 1952, Зальцбургский фестивальный театр), Каприччио (одноактная пьеса с музыкой, текст К. Крауса и HI.. 1942, Нац. театр, Мюнхен); балеты - Легенда об Иосифе (Josephs Legende, одноактная пантомима, сценарий X. Кеслера и Гофмансталя, соч. и пост. 1914, «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева, театр «Гранд-Опера», Париж), Сбитые сливки (Schlagobers, весёлый венский балет, сценарий Ш., 1921, пост. 1924, Венская гос. опера), Руины Афин (праздничное представление с танцами и хорами, обр. балета «Творения Прометея» Бетховена, 1924, Венская гос. опера); для орк. - симфонии (d-moll, 1880; f-moll, 1884; Домашняя симфония - Sinfonia domestica, 1903; Альпийская симфония, для большого орк. и органа, 1915; нов. ред. без органа, 1934), симф. поэмы - Макбет (по У. Шекспиру, 1887; 2-я ред. 1890), Дон Жуан (по Н. Ленау, 1889; обр. для балета Ф. Аштона, пост. 1948, театр «Ковент-Гарден», Лондон), Смерть и просветление (Tod und Verklärung, 1889), Весёлые забавы Тиля Уленшпигеля (Till Eulenspiegels lustige Streiche, в духе старинных плутовских историй, 1896; обр. для балета В. Ф. Нижинского, пост. 1916, Манхеттенский оперный театр, Нью-Йорк), Так говорил Заратустра (Also sprach Zarathustra, свободная композиция по Ф. Ницше, 1896), Дон Кихот (по М. Сервантесу, фантастич. вариации, 1897), Жизнь героя (Ein Heldenleben, 1898), симф. фантазия Из Италии (1887), Торжественная музыка для большого орк. (1892), Торжественная прелюдия (для большого орк. и органа, к открытию венского Концертхауза, 1913), Японская торжественная музыка (1940), Легенда об Иосифе (симф. фрагмент для орк., 1947); сюиты - Мещанин во дворянстве (1918; ред. в виде одноактного балета, пост. 1944, «Рус. балет», Монте-Карло), Танцевальная сюита из фп. пьес Куперена (1923; нов. ред. 1941; то же в виде балета под назв. Отзвучавшие празднества - Verklungene Feste, Мюнхенский нац. театр), Сбитые сливки (1932), Кавалер розы (1945); Метаморфозы (этюд Adagio, для 23 струн. солирующих инструментов, 1945), Концертная увертюра (1883) и др.; для инструментов с орк. - концерт для скр. (1882), Бурлеска для фп. (1885), парафраза «Домашней симфонии» для фп. (для лев. руки, по заказу П. Витгенштейна, 1925), Шествие панафинеев (Panathenäenzug), симф. этюды в форме пассакалии для фп. (для лев. руки, по заказу П. Витгенштейна, 1927), концерты для валторны (1883, 1942), концерт для гобоя и малого орк. (1946), дуэт-концертино для кларнета и фагота со струн. орк. и арфой (1947); камерные инстр. ансамбли - сонаты: для скр. и фп. (1888), для влч. и фп. (1882); Свадебная прелюдия для 2 гармониумов (1924), струн. квартет (1880); фп. квартет (1884), 2 пьесы для фп. квартета (1893), Серенада для 13 духовых (1882), Сюита для 13 духовых (1884), Торжественная музыка для ансамбля трубачей Вены (1943), сонатины для 16 духовых («Из мастерской инвалида», 1943; «Весёлая мастерская», симфония для духовых, 1945); дляхора и орк. - хор из «Электры» Софокла (1880), Песня странника в бурю (Wanderers Sturmlied, сл. И. В. Гёте, 1882), баллада Тайефер (Taillefer, сл. Л. Уланда, 1903), Песня барда (Bardengesang, сл. Ф. Г. Клопштока, 1906), Времена дня (Die Tageszeiten, цикл песен, сл. Й. Эйхендорфа, 1928), Олимпийский гимн для Междунар. олимпиады в Берлине (сл. Р. Лубана, 1936) и др.; для хора a cappella - 2 песни (сл. Ф. Шиллера, Ф. Рюккерта, 1897), 2 муж. хора (сл. И. Г. Гердера, 1899), Немецкий мотет (сл. Рюккерта, 1913), кантата (сл. Гоф-мансталя, 1914), Богиня в туалетной комнате (Die Göttin im Putzzimmer, сл. Рюккерта, 1935), Сквозь одиночество (Durch Einsamkeiten, сл. А. Вильдганса, 1939), Дафне, превращенной в дерево (An den Baum Daphne, сл. Грегора, 1943) и др.; для голоса с орк.: 2 песни для баса (сл. Л. Уланда, Г. Гейне, 1902, 1906), 3 гимна (сл. И. К. Г. Гёльдерлина, 1921), На вечерней заре (Im Abendrot, сл. Эйхендорфа, 1948) и др.; для голоса и фп., в т. ч. 3 песни старых нем. поэтов (сл. Клопштока, Бюргера, Уланда, 1899), 5 песен (сл. Рюккерта, 1900), 5 песен (сл. Уланда, 1900), Зеркало торгаша (Кrämerspiegel), 6 песен (сл. Шекспира, Гёте, 1919), Изречение (Sinnspruch, сл. Гёте, 1919), Ганс Адам (сл. Гёте, 1922), Сквозь звон и звуки (Durch allen Schall und Кlang, сл. Гёте, 1925), 5 песен Востока (5 Gesänge des Orients, сл. из Хафиза и сб. «Китайская флейта», нем. пер. X. Бетгеса, 1928), Ручеёк (Das Bächlein, сл. Гёте, 1933), Размеренные ритмы (Zugemessene Rhythmen, сл. Гёте, 1935); для фп. - соната (1881), 5 пьес (1881), 5 муз. картин (Stimmungsbilder, 1882), 14 импровизаций и фуга на оригинальную тему (1885); сюита для клавесина Каприччио (1946); музыка к спектаклям драм. театров - «Ромео и Джульетта» Шекспира (1887, Мюнхенский нац. театр), «Мещанин во дворянстве» Мольера (обр. Гофмансталя, 1917, пост. 1918, Нем. театр, Берлин); обр. опер др. композиторов -»Ифигения в Тавриде» Глюка (с доп. Ш., пост. 1900, Веймарский придв. театр), «Идоменей» Моцарта (совм. с Л. Валлерштейном, 1930, пост. 1931, Венская гос. опера). Лит. соч.: Письма Р. Штрауса К. Штакельбергу, Г. Варлиху, в кн.: Письма зарубежных музыкантов (из русских архивов), Л., 1967; Briefwechsel mit Hugo von Hofmannsthal. (Vorwort von Fr. Strauss), hrsg. von W. Schuh, B.-W.-Lpz., 1926, Z., 1970; Betrachtungen und Erinnerungen, hrsg. von W. Schuh, Z.- Freiburg im Breisgau, [1949], 1957 [рус. пер. в отрывках, под назв. «Размышления и воспоминания» («СМ», 1960, No 5); «Из воспоминаний» («СМ», 1964, No 6)]; Strauss R. et Rolland R., Correspondance, P., [1951] (рус. пер. - Переписка. Выдержки из дневника, М., 1960); R. Strauss, Briefe an die Eltern, 1882-1906, hrsg. von W. Schuh, Z.- Freiburg im Breisgau, [1954]; Strauss R., Gregor J., Briefwechsel. 1934-1949, hrsg. von R. Tenschert, Salzburg, [1955]; Correspondence of H. von Bülow and R. Strauss, L.-N. Y., [1955]; Strauss R., Zweig St., Briefwechsel, hrsg. von W. Schuh, [Fr./M.], 1957; Schmieder W., 57 unveröffentlichte Briefe und Кarten von R. Strauss in der Stadt-und Universitätsbibliothek Frankfurt/Main, в кн.: Festschrift Helmuth Osthoff zum 65. Geburtstage, Tutzing, 1961; R. Strauss und Fr. Wüllner in Briefwechsel, hrsg. von D. Кдmper, Кцln, 1963; Strauss R., Кrauss CL, Briefwechsel. Ausgewählt und hrsg. von G. Кl. Кende und W. Schuh, Münch., [1963], [1964]; H. Pfitzner an R. Strauss, в кн.: Mitteilungen der H. Pfitzner-Gesellschaft, 1966, 17. Folge; Strauss R., Briefwechsel mit W. Schuh, [Z.- Freiburg im Breisgau, 1969]; Strauss R. und Thuille L., Briefe der Freundschaft. 1877-1907, hrsg. von A. Ott. Münch., [1969]; Ott A., R. Strauss und J. L. Nicodй im Briefwechsel, в сб.: Quellenstudien zur Musik. W. Schmieder zum 70. Geburtstag, Fr./M.-L.-N. Y., [1972]. |