ШТУМПФ (Stumpf) Карл (21 IV 1848, Визентейд - 25 XII 1936, Берлин) - нем. философ, психолог и музыковед. Чл. Прусской АН (1893). Изучал философию в Вюрцбургском, психологию и естеств. науки в Гёттингенском университетах (1865-70). Самостоятельно обучался гармонии, композиции и игре на неск. муз. инструментах. Профессор университетов Вюрцбурга (1873-1878), Праги (1879-83), Галле (1884-88), Мюнхена (1889-92), Берлина (1894-1921). В 1893 основал Берлинский институт психологии, в 1900 совм. со своими учениками и последователями О. Абрахамом и Э. М. Хорнбостелем создал Берлинский фонограмархив (на основе большого количества собранных записей) и присоединил его к Ин-ту психологии. Издавал журн. «Beitrage zur Akustik und Musikwissenschaft» (1898-1924) и «Sammelbände für vergleichende Musikwissenschaft» (совм. с Хорнбостелем, с 1922). Ш. - создатель берлинской школы сравнит. музыкознания. Ему принадлежат труды по логике и теории познания, по эмпирико-психологич. исследованию муз. феноменов, а также по вопросам психологии восприятия звука. Со 2-й пол. 1880-х гг. занимался исследованием музыки разл. стран и народов (работа о муз. традициях индейцев беллакула, 1886; о монгольской, 1887, и сиамской, 1901, музыке); записывал фольклор разл. народов. Среди его учеников - К. Закс, Р. Лахман, X. Вартхаймер. Соч.: Tonpsychologie, Bd 1-2, Lpz., 1883-90; Lieder der Bellakula-Indianer, «Vierteljahrschrift für Musikwissenschaft», 1886, Jahrg. 2; Ьber Tonpsychologie in England, там же; Mongolische Gesänge, 1887, Jahrg. 3, то же, в сб.: «Sammelbände für vergleichende Musikwissenschaft», Bd 1, 1922; Ьber Vergleichungen von Tondistanzen, «Zeitschrift für Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane», 1890, No 1; Phonographierte Indianermelodien, «Vierteljahrschrift für Musikwissenschaft», 1892, Jahrg. 18, то же, в сб.: «Sammelbände für vergleichende Musikwissenschaft», Bd 1, 1922; Geschichte des Кonsonanzbegriffes, Münch., 1897; Tonsystem und Musik der Siamesen, «Beitrage zur Akustik und Musikwissenschaft», 1901, fasc. 3, то же, в сб.: «Sammelbände für vergleichende Musikwissenschaft», Bd 1, 1922; Das Berliner Phonogrammarnhiv, «Internationaler Wochenschrift», 1909; Ьber die Bedeutung ethnologischer Untersuchungen für die Psychologie und Aesthetik der Tonkunst (совм. с Хорнбостелем), в сб.: «Beitrage zur Akustik und Musikwissenschaft», 1911, H. 6; Die Anfänge der Musik, Lpz., 1911; Singen und Sprechen, «Zeitschrift für Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane», 1923, XCVI; Die Sprachlaute. Experi-mentellphonetische Untersuchungen nebst einem Anhang ьber Instrumentalklänge, В., 1926. |