ШУМЕН (Schuman) Уильям Хоуард (р. 4 VIII 1910, Нью-Йорк) - американский композитор. Чл. Нац. академии искусств и литературы. С 1930 учился в консерватории Дж. Малкина у М. Персина, затем брал уроки у Ч. Хаубила (муз.-теоретич. предметы), в 1933-37 изучал композицию в Педагогич. колледже Колумбийского университета в Нью-Йорке, брал уроки у Р. Харриса (1935-37), в 1935 совершенствовался по дирижированию в Академии музыки и сценич. искусства «Моцартеум» в Зальцбурге. В 1935-45 преподавал композицию в муз. колледже С. Лоуренс в Бронксвилле. Получил известность после исполнения (Бостонским оркестром под упр. С. А. Кусевицкого) «Американской праздничной увертюры» (1939), 3-й (1940) и 5-й (1943; для струнных) симфоний. В 1945-62 руководил Джульярдской муз. школой (реформировал систему муз. образования); был директором (1944-45) и муз. консультантом издат. фирмы «Ширмер» (1945-51), участвовал в руководстве фирмой грамзаписи «Коламбия» и др. муз. учреждениями. В 1962-69 президент (с 1969 консультант) Линкольновского центра исполнит. искусств в Нью-Йорке, с 1970 президент Корпорации видеозаписи. Творчество Ш., получившее междунар. признание, связано с нац. амер. традициями (от пуританского гимна 18 в. до джаза). Соч. Ш. отличаются цельностью и ясностью композиторского замысла, высокой организованностью формы; яркие динамичные эпизоды контрастируют с лирическими, проникнутыми углублённой созерцательностью, однако все элементы подчинены строгой логике развития. Пр. Пулицера (1943), Гуггенхейма (1939-41) и др. Соч.: «бейсбольная» опера Мощный Кейси (Mighty Casey; 1953, Хартфорд, Коннектикут; переработана для конц. исп. как «бейсбольная кантата» для солиста, хора и орк. - Кейси на подаче - Casey at the bak, 1976); балеты - Подводное течение (Undertow, хореографич. эпизоды для орк., первоначально в конц. исп.; пост. 1945, Нью-Йорк), Ночное путешествие (Night journey, 1948, Кембридж, Массачусетс), Юдифь (1950, Луисвилл; хореографич. поэма для орк.; пост. как сольный танец для исп. М. Грэхем), Путешествие (Voyage, на музыку собств. фп. пьес; 1953, Нью-Йорк; соч. переработано и пост. с камерным орк. под назв. Театр для путешествия - Theatre for a voyage, 1955), Прорицательница из Эндора (The witch of Endor, 1965, Нью-Йорк); для хора с орк. - кантаты Вот наше время (This is our time, 1940) и Свободная песня (A free song, 1943); для орк. - 9 симфоний (1935, 1938, 1941, 1942, 1943 - для струнных; 1949, 1960, 1962; 1969, посв. итальянцам - жертвам фашизма), увертюры - Американская праздничная (American festival overture, 1939), Цирковая увертюра (Circus overture, 1944), на темы У. Биллингса (William Billings overture, 1944), пьесы Credendum (Символ веры, 1955) и Новоанглийский триптих (New English triptych, на темы Биллингса, 1956), О вечном (То thee old cause, посв. памяти M. Л. Кинга и Р. Кеннеди, для фп. с солирующим гобоем, 1968), В честь Шаана (То Shaan, 1970); для инструмента с орк. - концерты: для фп. и малого орк. (1943), для скр. (1947, 2-я ред. 1954, 3-я ред. 1958), Песнь Орфея (Orpheus song) для влч. (1961); камерно-инстр. ансамбли - канон и фуга для фп. трио (1934), вариации для струн. трио Амариллис (Amarillis, 1964), 4 струн. квартета (1935, 1938, 1940, 1950), маленький квартет для 4 фаготов; для хора (a cappella)- 4 канонич. хора (1933), Те Deum (1944, с солистами), Пионеры! (Pioneers!, 1937), хоральный этюд (1938), прелюд (1940); Гимны Смерти (Carols of Death, 1958); для бэнда - увертюра Честер (1956), пьесы Кинохроника (Newsreel, 1941), Мост Джорджа Вашингтона (George Washington bridge, 1950), прелюдия Когда стенал Иисус (When Jesus wept, 1958), фанфары - К посвящению (Dedication fanfare, 1968) и К годовщине (Anniversary fanfare, 1969); для фп. - Путешествие (Voyage, цикл из 5 пьес, 1953); 3 настроения (Three piano moods) и др. пьесы; песни; музыка к кинофильмам. |