ШВЕДСКАЯ МУЗЫКА. Богат и разнообразен швед. песенно-танц. фольклор, имеющий местные особенности в разных ленах; популярны хороводные танцы с пением и парные, восходящие к обрядовым свадебным. Древнейшие жанры нар. Ш. м. - вальвиса или вальлот (пастушеская песня-перекличка) и сэтерсонг (пастбищная песня), близкие йодлям. Сохранило популярность существовавшее с давних пор искусство деревенских музыкантов - спельманов, которые играли соло, позднее в ансамбле (т. н. артель спельманов) на деревенских празднествах, а также на свадьбах, похоронах и во время др. обрядов. Древнейшие нар. инструменты - лур (пастуший рожок), колокольчики, бредцитра (широкая цитра), разновидности арф, в т. ч. лонгхарпа (продолговатая ручная горизонтальная смычковая арфа), нюккельхарпа (настраивающаяся ключом); некоторые из них сохранились в практике совр. швед. нар. музыкантов, в т. ч. трескуфиуль (многострунная нар. скрипка); позднее в сельских нар. инстр. ансамблях использовались скрипки, кларнеты, иногда флейты; с 19 в. в нар. инструментарии преобладают скрипка, кларнет, аккордеон. С 17 в. осн. место в муз. фольклоре шведов занимает полска, близкая по ритмич. структуре польск. мазурке и норв. спрингдансу. Среди др. танцев - вальс, полька, кадриль, мазурка, а также полькетт (разновидность польки) и шоттис («шотл. танец» на 2/4). Проф. Ш. м. до 19 в. развивалась под влиянием др. зап.-европ. муз. культур, гл. обр. немецкой, однако в нач. 20 в. приобрела черты нац. самобытности. После принятия в 11 в. христианства в Швеции получило распространение григорианское пение. Церк. Ш. м. в 11 в. формировалась под воздействием англ. духовной муз. культуры, позднее - южнонемецкой. О развитии в 12 в. церк. пения в соборах крупных городов свидетельствует указ (1137) об организации соборных хоров при них; имеются сведения о существовании церк. хоров в Линчёпинге (с 1272) и Упсале (с 1298). До 13 в. носителями светской муз. культуры были скальды, позднее, до нач. 16 в., - популярные в народе странствующие музыканты «лекары», игравшие на скрипках, дудках и барабанах во время гуляний и празднеств на гор. улицах и при дворе. Они исполняли нар. песни-баллады (возникли в 14-15 вв.), связанные с историч. тематикой, и политич. антифеод. песни (были особенно популярны в эпоху крест. восстаний). Эпоха лютеранской Реформации (1527-39) и последующий период т. н. Великого могущества (1611-1718) отмечены зарождением и затем широким распространением специфически швед. нар. муз. жанра - нар. хорала, сочетающего черты григорианского пения и швед. народной песенности; многочисленные разновидности нар. хорала встречаются и в совр. нар. Ш. м. После Реформации получили распространение евангелич. псалмы. Центром светской муз. жизни с 16 в. был корол. двор в Стокгольме, где с 1526 постоянно выступала придв. вок.-инстр. капелла. Здесь служили неск. поколений нем. музыкантов семьи Дюбен (органисты, дирижёры, композиторы). В числе др. капельмейстеров капеллу возглавлял Ю. X. Руман (1729-37), считающийся основоположником проф. Ш. м.; он автор церк. кантат, а также симфоний, сюит; в 1731 Руман организовал при дворе первые светские концерты. В нач. 18 в. работали также композиторы Ю. Агрелль и Ф. Цельбелль. Ведущую роль в Ш. м. 2-й пол. 18 в. играли иностр. композиторы Ф. А. Уттини, Ю. Г. Науман, Г. Й. Фоглер, Й. М. Краус и др. Особое значение имела деятельность Уттини, руководителя придв. капеллы (с 1768), автора первой оперы, поставленной на швед. сцене, - «Фетида и Пелей», она была исполнена в 1773 труппой, созданной Уттини в том же году; эта труппа составила основу швед. Корол. оперы [с 1773 выступала под его руководством в помещении «Больхюс-театер», с 1776 - в замке Дротнингхольм (ныне Корол. театр), близ Стокгольма, в 1782-1891 - в собств. постоянном помещении, с 1898 - в новом здании]. В кон. 18 в. здесь шли оперы гл. обр. немецкий композиторов на швед. тексты и сюжеты из швед. истории - «Густав Адольф и Эбба Бахе» Крауса (1778) и «Густав Ваза» Наумана (1786) и др. Во 2-й пол. 18 в. искусство поэта-песенника и певца-импровизатора К. М. Бельмана положило начало самобытной традиции в швед. песенности, носителями которой были т. н. новые трубадуры (главный её представитель в 20 в. - Э. Тоб); песни Бельмана, разнообразные по тематике, гл. обр. философского содержания, получили распространение среди разных социальных групп и сохраняют популярность. Развитию проф. нац. муз. искусства способствовала осн. в 1771 в Стокгольме Корол. муз. академия (в кон. 19 в. преобразована в консерваторию, с 1940 - Высшая муз. школа, с 1971 - Гос. высшая муз. школа). С нач. 19 в. выдвигаются швед. композиторы, авторы опер и симф. произв. крупных форм - А. Ф. Линдблад (опера «Фрондёры», 1835), А. Рапдель (зингшпиль «Люди из Вермланда», 1846), К. Стенборг (комич. оперы), Ю. Ф. Пальм (песни) и особенно Ф. А. Бервальд, первый крупный швед. симфонист-романтик (программные симфонии, в т. ч. «Серьёзная», «Капризная», «Причудливая», 1842-45; опера «Эстрелла де Сориа», пост. в 1862; камерно-инстр. и др. произв.). Нар. мелодии собирали и записывали Э. Драке, Й. Б. Струве, Р. Дюбек и др.; первые антологии швед. нар. мелодий издали (1814-16) А. Афцелиус, Э. Г. Гейер (также композитор) и А. И. Арвидсон. Во 2-й пол. 19 в. под влиянием романтизма усилился интерес к нац. муз. фольклору. Нар. мелодии использовали в своих соч. Линдблад (автор песен, прозван «швед. Шубертом»; писал также оперы, симф. и камерно-инстр. соч.), И. Хальстрём (опера «В плену гор», 1874, и др.), А. Халлен (оперы, в т. ч. «Викинг Харальд», 1881; симф. поэмы, хор. соч.) и др. Первым швед. композитором-романтиком, органично претворившим в своих произв. (гл. обр. вокальных) интонации швед. нар. мелодий, был A. Сёдерман (баллады для голоса с фп., музыка к спектаклям драм. театра и др. соч.). С сер. 19 в. муз. жизнь стала развиваться в Мальмё, Норчёпинге, Гётеборге (в 1856-61 гётеборгским симф. оркестром руководил Б. Сметана) и др. крупных городах страны. Мировую известность получили швед. вок. школа, первая её известная представительница - Е. Линд (её называли «швед. соловьём»), среди др. видных певиц и певцов - К. Нильсон, Э. Гульбрансон, Ю. Бьёрлинг и др. В нач. 20 в. нац. романтич. тенденции продолжали развивать В. Петерсон-Бергер, основоположник нац. композиторской школы (муз. драмы, написанные под влиянием творчества Р. Вагнера, в т. ч. «Арнльот», 1910, «Пророки Судного дня», 1919, и др.; 5 симфоний, в т. ч. 3-я, в которой использованы записанные автором в Лапландии саамские нар. мелодии; камерные инстр. и вок. соч.). В творчестве Петерсона-Бергера, а также его младших современников В. Стенхаммара и особенно X. Альвена, основоположника нац. симфонизма (5 симфоний; «Шведские рапсодии» для оркестра, 1904, 1907, 1937; увертюра на швед. темы для оркестра, а также 2 балета, кантаты, камерно-инстр. соч.), сложилось типичное для Ш. м. 1-й пол. 20 в. направление, которое называют «сканд. романтизмом». Среди др. музыкантов этого периода - комп. Э. Шёгрен (романсы и др. соч.), скрипач, дирижёр, основатель квартета комп. Т. Аулин (орк. сюита «Мастер Олуф», скр. соч.), Н. Берг (5 опер, в т. ч. «Энгельбрект», 1929; балеты-пантомимы, 5 симфоний, кантаты и др.) и Э. Кальстениус. Большой вклад в вок. Ш. м. внёс Т. Рангстрём, ему принадлежит св. 250 романсов, песен и баллад, в т. ч. «Песни короля Эрика» на стихи Г. Фрединга и циклы песен на стихи Б. Бергмана; он также автор 3 опер, среди которых «Коронованная невеста» (1919), считающаяся (наряду с муз. драмой «Арнльот» Петерсон-Бергера) одной из первых шведских национальных опер. Вокальные соч. Рангстрёма написаны в духе сканд. романтизма и отличаются меланхолией, ностальгией, нередко высоким трагизмом. В 30-40-е гг. в Ш. м. проникли влияния новых направлений зап.-европ. муз. искусства; они нашли отражение в творчестве К. М. Аттерберга (оперы, балеты, 9 симфоний и орк. рапсодия на нар. темы, посв. С. Лагерлёф, 1933; инстр. концерты для разл. инструментов с оркестром и др.), муз. критика, художника и комп. И. Нюстрёма, долго работавшего в Париже (симф. и камерно-инстр. соч.), М. Пергамента (музыка в духе поздних романтиков, с заметным влиянием соч. композиторов «Могучей кучки»; позднее стал применять серийную технику). Наиболее видные представители Ш. м. 40-50-х гг. - X. Русенберг, получивший междунар. известность (5 опер, в т. ч. «Портрет» по Н. В. Гоголю, 1956, оратории, инстр. соч. разных жанров), К. Б. Блумдаль, творчество которого сформировалось под влиянием неоклассицизма и который позднее начал также использовать серийную технику (опера «Аниара», посв. космич. полётам, 1959; симфонии, концерты для инструмента с оркестром, камерно-инстр. соч.). Среди последователей неоклассицизма - Д. И. Вирен (балет, радиооперы, симфонии, концерты, камерно-инстр. и др. соч.), а также Г. Ф. де Фрумери, Л. Э. Ларсон, Э. фон Кох. Серийную технику применяют И. Лидхольм, С. Э. Бек; в рамках неоклассицизма остаётся творчество Г. Букта и Л. Ю. Верле; традиционно-романтич. музыку пишут Я. Карлстедт, X. Эклунд, Й. Карлид (в соч. последнего проступают черты экспрессионизма). С кон. 50-х гг. на Ш. м. оказывают влияние разл. модернистские течения. Этому содействовала швед. секция Междунар. общества совр. музыки (в 1923-31 работала в Стокгольме, затем в Лунде, в 1950 объединилась с обществом камерной музыки «Фюлькинген», осн. в 1933). Мн. швед. композиторы 60-70-х гг. испытали влияние зап.-европ. и амер. авангардизма, чему способствовали посещавшие Швецию лидеры этого движения, в т. ч. К. Штокхаузен, а также Д. Лигети (с 1961 преподавал в Высшей муз. школе в Стокгольме). Идеи авангардизма пропагандирует Об-во совр. музыки («Самтида мусик», с 1960); б. ч. концертов совр. музыки организуется Швед. радио (предоставляет композиторам по 5-10 творч. заказов в год) и Стокгольмским конц. обществом. Проблемы новейшей музыки освещаются в журн. «Nutida Musik» (связан с Радио), «Musik-revy» и др.; финансовую поддержку совр. композиторам, применяющим новейшие приёмы письма, оказывает и Корол. академия музыки. Экспериментальные соч. создают А. Мёльнес, К. Э. Велин, Я. Барк, Б. Нильсон, Я. Мортенсон и др. Организованы студии электронной музыки в Стокгольме (1964; одна из крупнейших в мире, рук. В. Вигген) и Гётеборге (1966). Электронные средства и эффекты используют в своих соч. Б. Хамбреус, Ф. Рабе и др. В 1970-х гг. получили распространение формы т. н. хепенинга, в котором применяются «смешанные средства» (сочетание звука, света, пантомимы и др.); их используют Д. Бёрц и др. В Швеции работают более 10 проф. оркестров, в т. ч. оркестр Стокгольмской филармонии (осн. в 1885; его гл. дирижёром в 1974-77 был Г. Н. Рождественский), Стокгольмский камерный оркестр, симф. оркестр Швед. радио и Гётеборгский (осн. в 1905). Имеются симф. оркестры в Мальмё, Хельсингборге, Норчёпинге, Евле; ими руководят дирижёры С. Эрлинг, С. У. Фрюкберг, С. Вестерберг, X. Блумстедт. С 1964 проходят т. н. Швед. гос. публич. концерты. Распространено хор. движение; имеется неск. сотен любительских хор. коллективов (гл. обр. студенческие, объединённые в хор. союзы, церковные, а также светские, в т. ч. мужские хоры, среди которых наиболее известен хор «Слуги Орфея» из Упсалы). Ведущие проф. хор. коллективы - хоры Радио в Стокгольме и Гётеборге, Стокгольмский камерный хор под упр. Э. Эриксона (посетил СССР в 1973), хор «Belcanto» в Стокгольме. Муз. спектакли (оперы и балеты) ставятся в Швед. корол. опере в Стокгольме (с 1863, труппа гастролировала в СССР в 1975), Большом театре в Гётеборге и театре г. Мальмё. Корол. опера и Большой театр имеют собств. симф. оркестры, выступающие с концертами. Оперетты и мьюзиклы ставятся в «Оскартеатер» в Стокгольме. Разнообразны конц. программы разл. обществ - от концертов с участием исполнителей на старинных муз. инструментах (организуются Муз.-историч. музеем в Стокгольме) до выступлений авангардистов, пропагандирующих, в частности, электронную музыку (организуются Об-вом совр. музыки и «Фюлькинген» в Стокгольме), «Ars nova» и «Живая музыка» в Гётеборге. Среди наиболее известных исполнителей: пианисты - X. Лейграф, С. Эриксон; скрипачи - Л. Берлин, Э. Вольф; виолончелист Э. Блёндаль-Бенгтсон; певцы - Ю. Бьёрлинг, Н. Гедда, Р. Сёдерлёф, певицы - Б. Нильсон, Ч. Майер, Л. Андерсон, Э. Сёдерстрём, М. Халлин; среди музыковедов - Л. А. Фрюклунд, И. Бенгтсон, Ю. X. Нурдлинг, X. Веман. В числе камерно-инстр. ансамблей - группа «Musica nova» (рук. - комп. С. Науман), «Фрюден-квартет» и «Фреск-квартет». В 70-е гг. большую популярность приобрёл муз. фестиваль «Стокгольмская весна», в программу которого входят оперные и балетные спектакли, симф., камерная и хор. музыка. Среди муз.-уч. заведений, готовящих исполнителей и муз. педагогов, - Корол. академия музыки в Стокгольме (в 1864 при ней создана муз. школа), с 1940 называется Высшая муз. школа (единственное в стране гос. высшее муз.-уч. заведение; с 1924 при школе имеются оперная студия), консерватория в Мальмё (осн. в 1907), Ин-т музыки в Гётеборге (осн. в 1932). Муз.-теоретич. предметы изучаются на муз. ф-тах университетов в Упсале и Стокгольме. Т. н. инструкторов по музыке (с дипломом высшей школы) готовят Высшие нар. школы в Ингесунде и Фрамнесе. Гос. театр. школы в Мальмё и Гётеборге и Муз.-драм. школа в Стокгольме, контролируемые Театрально-орк. союзом, выпускают преим. вокалистов. Работают средние муз. школы в Упсале (с 1930), Лунде (с 1948) и др. городах; многие из них созданы на средства «Рабочего фонда для образования». Большое внимание популяризации музыки уделяет Радио, при нём в 1960-х гг. осн. «Консерватория по Радио», дающая возможность прослушать полный курс лекций и сдать экзамены. Имеются Союз швед. музыкантов (объединения исполнителей, камерных музыкантов, джазовых исполнителей и др.), Гос. союз муз. педагогов Швеции, Гос. объединение учителей музыки и др. организации. Швед. композиторы входят в 3 объединения, в т. ч. авторов популярной музыки; имеются 10 др. муз.-творч. объединений и 6 муз.-педагогических. Союз церк. музыкантов объединяет органистов, канторов и хористов. Музыковеды входят в Швед. общество муз. исследований. В числе муз.-периодич. изданий (издаётся 17 муз. журналов) - «Svensk tidskrift för musikforskning» (публикует муз. исследования), «Musikrevy», «Sengarbladet» и др. Журналы и газеты издаются хор. союзом и др. муз. организациями, в т. ч. Швед. джазовым союзом (журн. «Jazznytt»; даёт сведения о новинках джаза). Междунар. связи осуществляются Муз.-информац. центром (при Об-ве по охране авторских прав). Муз. б-ки созданы при Корол. академии в Стокгольме, университетах Упсалы, Лунда и др. Работает ряд муз. издательств (К. Германса, А. Лундквиста, «Нурдиска ферлаг» и др.), фирмы, студии грамзаписи («Metronome records» и др.). Разнообразны стили и жанры популярной музыки, включающей эстр. песни, в т. ч. песни фольклорного характера. Среди авторов песен: Э. Тоб («трубадур»), продолжатель традиций К. М. Бельмана, композитор, певец, поэт и прозаик; Ж. Сильвен, К. Юларбю, а также Л. Б. Сёдерлунд, развивавший фольклорное направление; в числе исполнителей фольклорных эстр. песен - Ф. Сёльстрём, А. Бёрье; видные мастера - певица З. Леандер (также киноактриса), певцы О. Адольфсон, Э. Персон, К. Вресвийк, С. Б. Тоб и др. В области киномузыки выдвинулся М. Ульсон. В 1950-1960-х гг. получил распространение джаз; популярны бэнды под рук. О. Ельвинга и А. Домнеруса, инстр. квартет Б. Даландера, группы Р. Викмана, А. Бьёркстена; среди солистов джаза - гитарист Р. Густафссон, пианист Ч. Эман, барабанщик Й. Кристенсен и др. В 1970-е гг. стали популярны разл. формы совр. поп-музыки, пропагандируемой средствами массовой информации (телевидение, кинофильмы и т. д.); группа «АВВА» завоевала междунар. известность. |