ШВЕЙЦЕР (Schweitzer) Альберт (14 I 1875, Кайзерсберг, Эльзас - 4 IX 1965, Ламбарене, Габон) - мыслитель, богослов, органист, музыковед, протестантский миссионер. Род. в семье лютеранского пастора; дед Ш. - пастор в Мюльбахе, играл на органе и занимался строительством органов. С детских лет обучался игре на органе под рук. Эугена Мюнха в Мюльхаузене. С 1893 изучал теологию и философию в университетах Страсбурга, Парижа и Берлина. Будучи студентом Страсбургского университета, обучался игре на органе у Эрнста Мюнха, помогая ему в исполнении обязанностей церк. органиста. Под рук. Эугена и Эрнста Мюнхов начал глубокое изучение творчества И. С. Баха. Совершенствовался как органист в Париже у Ш. M. Видора, брал там же уроки игры на фп. у И. Филиппа и М. Яэлль-Траутман. В 1899 был пастором в Страсбурге, в 1902-05 доцент университета там же, руководитель богословского ф-та. Крупнейший знаток творчества И. С. Баха, Ш. принял активное участие в пропаганде его наследия, в организации Баховского общества в Париже (1904). Автор кн.: «Иоганн Себастьян Бах, музыкант-поэт» (1905, на франц. яз.; новое переработанное и расширенное издание на нем. яз., с предисл. Видора, 1908), «Немецкое и французское органное строительство и органное искусство», основой для которой послужил собственный опыт знатока органной музыки, особенно произв. И. С. Баха. С 1905 изучал медицину, подготавливая себя к миссионерской деятельности. С 1912 жил в Ламбарене (Габон, Экваториальная Африка), где в 1913, будучи уже доктором медицины, на собств. средства и отчасти собств. руками построил госпиталь и оказывал медицинскую помощь больным проказой. Работа в тропиках, в исключительно сложных условиях была для Ш. этической миссией. Позднее выступал в печати против колониального режима в Африке. Ш. не оставил занятий музыкой, редактировал орг. соч. И. С. Баха. В годы 1-й мировой войны 1914-18 был как нем. подданный интернирован франц. правительством, а по освобождении из лагеря возвратился в Страсбург, где выступал как органист, продолжал науч. работу, занимался строительством органов. В дальнейшем жизнь Ш. протекала гл. обр. в Ламбарене, откуда он временами ездил в Европу, но после фашистского переворота в Германии - уже не в Эльзас, а в Швейцарию. До последних лет своей жизни Ш. оставался деятельным гуманистом и борцом за мир. В 1928 Ш. присуждена Франкфуртская пр. Гёте, в 1952 - Нобелевская пр. мира. В 1957 Ш. обратился из Осло по радио ко всем народам мира с призывом запретить испытания атомных бомб, писал об этом же в печати, в 1962 направил послание Всемирному Совету Мира, приветствуя предстоящий в Москве конгресс за всеобщее разоружение и мир. (Воззвания Ш. печатались в «Литературной газете», 1960, 14 янв. и 17 нояб. и газ. «Правда», 1962, 18 нояб.). Для музыковедения осн. значение имеет монография Ш., посвящённая И. С. Баху. Ш. выступил в ней с позиций исследователя и исполнителя произв. Баха. Ш. дал мн. сведений о жизни и деятельности Баха, воссоздал его облик, раскрыл его эстетич. принципы как музыканта-поэта. Полнота обзора соч. Баха, верное понимание личности композитора, глубокое проникновение в проблемы исполнения его музыки и горячая любовь к ней сообщают трудам Ш. большую ценность. Соч.: J. S. Bach, musicien-poete, P.-Lpz., 1905, 1934; доп. нем. изд. Johann Sebastian Bach, Lpz., 1908, Wiesbaden, 1972, рус. пер. с франц. изд. - И. С. Бах, М., 1934, рус. пер. с нем. изд. - Иоганн Себастиан Бах, М., 1965; Deutsche und französische Orgelbaukunst und Orgelkunst, Lpz., 1906, 1927; Zwischen Wasser und Urwald, Bern, 1921; Aus meiner Кindheit und Jugendzeit, Münch., 1924; Кultur und Ethik, Münch., 1924; Aus meinem Leben und Denken, Stuttg., 1931, Lpz., 1947 (фрагмент в рус. пер. - «МЖ», 1965, No 5); Gesammelte Werke, Bd 1-5, Münch., 1974. Лат.: Друскин M., Швейцер и вопросы баховедения, в кн.: Швейцер A., И. С. Бах (пер. с нем.), М., 1964; Левада Ю. A., А. Швейцер - мыслитель и человек, «Вопросы философии», 1965, No 12; Джой Ч., Музыкант в 84 года, пер. с англ., «СМ», 1975, No 1; Chrisstaller H., A. Schweitzer, В., 1932; Кraus О., A. Schweitzer…, N. Y., 1947; Music in the life of Albert Schweitzer, ed. by К. Joy, Boston, 1951, 1959; Seaver G., Albert Schweitzer. The man and his mind, N. Y., 1955; Picht W., A. Schweitzer, Hamb., 1960; Zurlinden H., Erinnerungen…, St. Gallen, 1962; Ratter M., A. Schweitzer, Wallington, 1964; Rensnh R., A. Schweitzer und die Orgelbau, «Das Musikinstrument», 1965, Jahrg. 14; Lenel L., Reminiscences of A. Schweitzer as organist and theacher, «Church Music», 1967, No 1; Stroux Chr., Zur Entwicklung der Vorstellungen ьber die Orgel seit A. Schweitzer, в сб.: Orgel und Orgelmusik heute, Stuttg., 1968. T. H. Соловьёва. ШВЕЙЦЕР (Schweitzer) Антон (крещён 6 VI 1735, Кобург - 23 XI 1787, Гота) - немецкий дирижёр и композитор. Первоначальное муз. образование получил в Кобурге. С 1745 служил в придв. капелле в Хильдбургхаузене. Позднее занимался под рук. Я. Ф. Клейнкнехта в Байрёйте, в 1764-66 обучался в Италии. С 1766 придв. камер-музыкант, с 1769 музик-директор театр. труппы в Веймаре, с 1774 служил в придв. театре Гота. Среди соч. Ш. выделяются зингшпили (ок. 20), из которых популярностью пользовались «Валмир и Гертруда», «Элизиум» (Ганновер), «Аполлон в образе пастуха» («Apollon unter den Hirten», Хальберштадт; все - 1770), «Сельский наряд» («Die Dorfgala», 1772, Веймар); некоторые зингшпили исполнялись и в России. Попытки Ш. создать нац. героич. оперу были менее удачными, но «Альцеста» (1773, Веймар) и «Розамунда» (1780, Мангейм) имели успех. Ш. принадлежат также мелодрама «Пигмалион» (текст Ж. Ж. Руссо, 1772, Веймар), монодрама «Поликсена» (клавир изд. 1793), кантаты, симфонии. |