РААБ (урожд. - Билик, по второму мужу - Плющевская-Плющик) Вильгельмина Ивановна [13 V 1848, Аустерлиц, ныне Славков, Чехословакия - 10 (23) XI 1917, Петроград] - рус. певица (сопрано). По национальности чешка. Училась игре на скрипке в Пражской и Венской консерваториях, пению - у А. Бухгольц-Фалькони в Венской и у Г. Ниссен-Саломан в Петербургской (окончила в 1872) консерваториях. В 1871 дебютировала в партии Матильды («Вильгельм Телль» Россини) на сцене Мариинского театра, где прослужила до 1885 (спела 32 партии в 29 операх). В её обширном репертуаре выделялись партии в операх Р. Вагнера - Елизавета («Тангейзер»), Эльза («Лоэнгрин»), Ирина («Риенци»), а также партия Маргариты («Фауст» Гуно). Была первой исполнительницей мн. ролей в операх русский композиторов: Наталья, Оксана, Агнеса («Опричник», 1874; «Кузнец Вакула», 1876; «Орлеанская дева», 1881, Чайковского), Ксения («Борис Годунов», 1874),Тамара, Ноэми, Алёна Дмитриевна («Демон», 1875; «Маккавеи», 1876; «Купец Калашников», 1880, Рубинштейна), Катарина («Анджело» Кюи, 1876). Среди др. партий - Людмила и Горислава («Руслан и Людмила»), Снегурочка и Купава; Донна Анна и Эльвира («Дон Жуан»), Королева Маргарита («Гугеноты»), Джильда. Обладала тонким художеств. вкусом, безупречной музыкальностью. Мягкий, ровный, подвижный голос большого диапазона позволял ей петь драм., лирич. и колоратурные партии. Её исполнение отличалось проникновенным лиризмом и задушевностью. Несколько сдержанная игра, без внешних эффектов, была правдива и естественна. Иск-во Р. высоко ценили Ц. А. Кюи и П. И. Чайковский; А. Г. Рубинштейн разучивал с ней партию Тамары. Концертировала, пропагандируя новые произв. рус. композиторов и заруб. классику. С 1884 преподавала в Петербургской консерватории (с 1901 профессор). Среди её учеников - H. A. Папаян. |