РАНКИ (Ranki) Дьёрдь (p. 30 X 1907, Будапешт) - венгерский композитор. Засл. арт. ВНР (1963). В 1930 окончил Высшую муз. школу им. Ф. Листа. Композицию изучал под рук. З. Кодая. Работал как фольклорист в Этнографич. музее в Будапеште и «Музее человека» в Париже. Руководил муз. отделом Венг. радио. Для творчества Р. характерны юмор, сатира, гротеск, остроумное (часто пародийное) использование элементов муз. стилей разных эпох и муз. фольклора разных стран. Пр. им. Кошута (1954). Соч.: оперы - Новое платье короля Помаде (Pomadй kiraly ъj ruhaja, комич., 1953, Будапешт; из этой музыки - сюита для орк., 1954), Петер-музыкант (Muzsikus Peter, детская, 1962, Будапешт), Трагедия Человека (Az ember tragediaja, 1970, Будапешт); танц. драма Цирк (Cirkusz, 1956); оратории - «1944» (1966), Песня о городе (Cantus urbis, посв. 100-летию объединения Пешта, Буды и Обуды, 1973); кантаты - На окраине города (A varos peremen, 1947); для орк. - Венгерские танцы 16 в. (Magyar tancok a 16. szazadbol, 1950), 3 товарища (Harom cimbora, танц. сюита, 1954), пьесы; фантазия 1514 для фп. с орк. (1960); дух. квинтет Пентаэрофония (Pentaerophonia, 1958); для хора с орк. - Песня о взаимопонимании народов (Dal a nepek egyeterteserol, 1952), муж. хоры - Уэльские барды (A walesi bardok, с инстр. ансамблем, 1959), Песня мира (Bekedal, 1960), Памяти Кодая (1971); романсы; музыка к кинофильмам (ок. 80); музыка к радиопостановкам «Возмутитель спокойствия» (по Л. В. Соловьёву, 1950), «Новое платье короля Помаде» (по X. К. Андерсену, соч. 1950), к драм. спектаклям «Антоний и Клеопатра» (Б. Шоу, 1955), «Дон Жуан» (Мольер, 1957) и др. П. Ф. Вейс. |