РАПСОДИЯ (греч. rapodia - пение или декламация нараспев эпич. поэм, эпич. поэма, букв. - песнь, рапсода; нем. Rhapsodie, франц. rapsodie, итал. гарsodia) - вокальное или инструментальное произведение свободной формы, слагающееся как последование разнохарактерных, порой остроконтрастных эпизодов. Для Р. типичны использование подлинных нар.-песенных тем, эпич. дух. Р. как бы воссоздаёт выступление нар. певца-рапсода; временами в ней воспроизводится его речитация. Назв. «Р.» первым дал серии своих песен и фп. пьес X. Ф. Д. Шубарт (3 тетради, 1786). Самая ранняя фп. Р. была написана В. Р. Галленбергом (1802). Важный вклад в утверждение жанра фп. Р. внесли В. Я. Томашек (ор. 40, 41 и 110, 1813-14 и 1840), Я. В. Воржишек (12 Р. ор. 1, 1814). Особую популярность приобрели Р., созданные Ф. Листом (19 «Венгерских рапсодий», с 1847; «Испанская рапсодия», 1863). В этих Р. использованы подлинные нар. темы - венг. цыган и испанские (мн. эпизоды, вошедшие в «Венгерские рапсодии», первоначально были опубликованы в серии фп. пьес «Венгерские мелодии» - «Melodies hongroises…»; «Испанская рапсодия» в 1-й ред. 1844-45 носила назв. «Фантазия на испанские темы»). Неск. фп. Р. написал И. Брамс (ор. 79 и 119, более короткие и строгие по форме сравнительно с листовскими; пьесы ор. 119 первоначально были названы «Каприччи»), Создавались также Р. для оркестра («Славянские рапсодии» Дворжака, «Испанская рапсодия» Равеля), для солирующих инструментов с оркестром (для скрипки и оркестра - «Норвежская рапсодия» Лало, для фп. с оркестром - «Украинская рапсодия» Ляпунова, «Рапсодия в блюзовых тонах» Гершвина, «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова), для певцов, хора и оркестра (рапсодия Брамса для альта соло, хора и оркестра на текст из «Зимнего путешествия на Гарц» И. В. Гёте). Р. пишут и советский композиторы («Албанская рапсодия» Караева для оркестра). |