РАУНД (англ. round, букв. - круг) - англ. нац. разновидность бесконечного канона. Термин «Р.» появился в 16 в.; ранее в Англии и в др. странах бытовали термины рота, ротула (от лат. rota - колесо). Р. исполняется певцами без инстр. сопровождения. В отличие от бесконечного канона, в котором расстояния между вступлениями голосов могут быть различными, в Р. они всегда одинаковы. Особенность Р. состоит также в том, что все голоса в нём вступают в унисон или в октаву. Как и др. виды бесконечного канона, Р. создаёт впечатление движения по кругу, вращения (отсюда назв.). Предполагают, что при исполнении Р. певцы располагались по окружности. В некоторых старинных записях Р. применено подобное же «круговое» расположение нотных строк (чаще Р. нотировался одноголосно). Один из наиболее ранних и широко известных образцов Р. - «Летний канон» («Sumer is icumen in»). Первоначально наряду с термином «Р.» в качестве его синонима использовался также термин «кэч» (англ. catch - поимка, добыча); в 17-18 вв. этот последний термин стал обозначать особую разновидность англ. многогол. вок. композиции, зачастую также канонич. типа, но отличающуюся юмористич. характером текста и «разорванностью» мелодии, к-рая начинается в одном голосе и продолжается в другом. В Англии Р. сохранился и в 20 в. Рус. термин «круговой канон» обычно применяется по отношению к особого рода бесконечному канону, идущему по квинтовому кругу (образец - в «Музыкальном приношении» И. С. Баха). |