РАВЕЛЬ (Ravel) Морис Жозеф (7 III 1875, Сибур, департамент Атлантические Пиренеи - 28 XII 1937, Париж) - французский композитор. Почётный доктор Оксфордского университета (1928). Отец Р. - Пьер Жозеф Р. - выходец из Швейцарии, мать - испано-баскского происхождения. С 7 лет обучался игре на фп., с 1887 - также гармонии, контрапункту, композиции у Ш. Рене. В 1889 Р. поступил в Парижскую консерваторию (окончил в 1905), где занимался у Антиома, позже у Ш. В. де Берио (классы фп.), Э. Пессара (класс гармонии), А. Жедальжа (класс контрапункта), Г. Форе (класс композиции). В консерваторские годы Р. увлекался музыкой Р. Шумана, Ф. Шопена, К. М. Вебера, Ф. Листа, с сер. 1890-х гг. - Э. Шабрие и Э. Сати, влияние которых заметно в соч. этих лет. Большое значение для Р. имело знакомство с рус. музыкой (Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин). На формирование его эстетич. вкусов оказали воздействие поэтич. «вторники» С. Малларме, вечера в салонах у Сен-Марсо и Е. де Полиньяк. Р. отличала широта интересов. Он изучал франц. живопись (восхищался импрессионистами), литературу (не только модную в те времена символистскую поэзию, но и классику), япон. искусство, труды философов-просветителей 18 в. - Э. Б. де Кондильяка и Д. Дидро. Первым опубликованным сочинением Р. был «Античный менуэт» для фп. (1895), в котором, несмотря на некоторые влияния, кристаллизуется индивидуальный стиль композитора. Начиная с 1901 Р. трижды безуспешно участвовал в конкурсе на Рим. пр. (в 1901 ему была присуждена только 2-я пр.). 1905-14 - период наиболее интенсивной творч. деятельности Р. В эти годы созданы фп. циклы «Отражения» (1905) и «Ночной Гаспар» (1908) - одна из вершин фп. музыки 20 в., сонатина для фп. (1905), «Интродукция и Allegro» для арфы, струн. квартета, флейты и кларнета (1906), вок. цикл «Естественные истории» (1906), «Испанская рапсодия» для оркестра (1907), опера «Испанский час» (1907) и др. соч. По заказу С. П. Дягилева Р. написал балет «Дафнис и Хлоя» (на либр. M. M. Фокина, 1912), музыка которого получила высокую оценку критики. В том же году были пост. ещё 2 балета Р.: «Сон Флорины» (на основе детской сюиты для фп. в 4 руки «Матушка-гусыня», 1908) и «Аделаида, или Язык цветов» (для этого балета Р. оркестровал фп. цикл «Благородные и сентиментальные вальсы», 1911). К 1913 относится увлечённая работа Р. над баскским фольклором. В 1914 закончил фп. трио a-moll, в котором ощущается баскский (и шире - испанский) колорит. Во время 1-й мировой войны 1914-18, несмотря на освобождение от воинской повинности, Р. добровольцем вступил в действующую армию (вначале работал в госпитале, затем был шофёром грузовика Красного Креста). Весной 1917 из-за болезни был демобилизован. В 1917 он закончил фп. сюиту «Гробница Куперена», явившуюся, по словам Р., «данью уважения не только Куперену, но и всей французской музыке 18 века». Сюита посв. друзьям Р., погибшим во время войны. Это соч. открывало новый период деятельности Р. В послевоенные годы созданы его выдающиеся произв. - хореографич. поэма «Вальс» (1920) и «Болеро» (1928) для оркестра. Среди соч. 1920-30-х гг. - опера «Дитя и волшебство» (1925), рапсодия «Цыганка» (1924) и соната (1927) для скрипки с фп., «Мадагаскарские песни» (для голоса, флейты, виолончели и фп., 1926), 2 концерта для фп. с оркестром (1931); он оркестровал «Картинки с выставки» Мусоргского, выразив горячую любовь к музыке русский композитора. В 20-е гг. Р. много выступал как пианист и дирижёр - в Амстердаме, Венеции, Вене, Будапеште, Лондоне и др. европ. городах, а также в США и Канаде. Прогрессирующая болезнь (опухоль головного мозга) постепенно лишила Р. возможности сочинять. Последнее законч. его произв. - «Три песни Дон Кихота к Дульцинее» (1932). Р. - один из крупнейших композиторов 1-й пол. 20 в. Он воспевал в своих произв. природу, «вечные идеалы» гармонии и красоты, почерпнутые из античности и эпохи Ренессанса, из сказок. Его образы всегда реальны и чужды абстрактной символики. Духовный дэндизм, ограничивая творч. кругозор Р., в то же время уберегал художника от буржуазного «царства пошлости». Ярко темпераментная музыка Р. отмечена чувством меры, сдержанностью выражения и известным интеллектуализмом. Творчество Р. претерпело сложную эволюцию от радостного восприятия мира, упоённости красотой в ранних соч. - к драматизму последних лет. Испытав влияние эстетики импрессионизма, Р. далеко вышел за её рамки. В его творчестве переплетались разл. эстетико-стилевые тенденции: классицистская, романтико- импрессионистская и неоклассицистская (в поздний период). Названия соч. Р. чётко ориентируют слушателя, а не только настраивают на некую гамму ощущений. Он тяготеет к рельефному тематизму, в котором ясно ощущаются нар. истоки, к чёткому построению произв., отдавая предпочтение сонатной форме (в ряде случаев с эпизодом вместо разработки). Интерес к фольклору (французскому, испанскому и др. стран) - одна из характерных особенностей творчества Р., впервые проявившаяся уже в фп. пьесе «Хабанера» (1895, позже включена в «Испанскую рапсодию»). Гибкость, пластичность мелодич. линий идут от особенностей франц. нар. мелоса. Велика роль Р. в обновлении франц. пианизма. В виртуозно-импрессионистской фп. пьесе «Игра воды» (1901) он создал, отталкиваясь от пианистич. достижений Ф. Листа (в частности, в его пьесе «Фонтаны виллы д'Эсте»), новый тип фп. письма, который был развит им впоследствии. Вместе с тем в фп. творчестве Р. устанавливается преемственность с франц. классиками 18 в. Муз. язык мн. произв. связан с испан. культурой: «Испанский час», «Испанская рапсодия», «Болеро». Опера «Испанский час» была задумана в традициях оперы-буффа (написана на почти неизменённый текст комедии М. Франк-Ноэна; прообразом оперы Р. признавал «Женитьбу» Мусоргского). Она построена на тончайшем омузыкаливании франц. речевой интонации в соответствии с чётко очерченными характерами (почти «масками») действующих лиц. Муз. язык этого произв. отличает сплав элементов «французского» и «испанского» стиля. M. Равель. Соната для скрипки и фортепьяно. Посвящена Э. Журдан-Моранж. Автограф. Высот орк. мастерства достигает Р. в «Испанской рапсодии», отмеченной ладовым и ритмич. своеобразием мелодий (как правило, коротких, но очень рельефных). В основном композитор использует здесь мавритано-андалусские темы (только тема «Малагеньи» баскского происхождения). Для партитуры «Испанской рапсодии» характерны изысканность, блеск орк. красок. Высокая гармоничность, стилевое единство достигнуты в балете «Дафнис и Хлоя» - «хореографической симфонии» (по определению самого Р.), воспевающей красоту человеческих отношений, поэзию природы. В годы до 1-й мировой войны в творчестве Р. доминировала импрессионистская направленность, что проявлялось в большом внимании композитора к красочности музыки, к изысканным гармонич. средствам (отсюда - расширение аккордовой вертикали, детализация оркестровки). Начиная с фп. трио и сюиты «Гробница Куперена» в его творчестве усиливаются классицистские тенденции, под влиянием которых изменяется самая манера муз. письма: фигуративное движение из красочно-декоративного фона превращается в мелодическое, прежняя «многосоставная» вертикаль расщепляется. Р. провозглашает «полный отказ от обаяния гармонии ради преобладания мелодии». Война, с её насилием, грубостью, пошлостью, царившими в окружающей жизни, вызвала появление новых образов в «Вальсе» и фп. концерте для левой руки. В «Вальсе» проведён принцип постоянного нагнетания драматизма: упоение танцем перерастает в исступление, темы трансформируются, звучат гротесково. Конец «Вальса» воспринимается трагически, как срыв в бездну. В 20-е гг. Р. подвергся несправедливым нападкам со стороны некоторых композиторов «Шестёрки», отрицавших эстетику импрессионизма. Однако «Шестёрка» «воевала» с довоенным Р., не замечая эволюции его творчества. Р. нередко опережал «Шестёрку», прокладывая пути новым стилистич. течениям (использование приёмов линеарности, политональности, полиритмии, элементов джаза). В оперу «Дитя и волшебство» композитор смело ввёл мюзик-холльные сцены (фокстрот Чайника и Чашки, сцена Кота и Кошки), кинематографич. «монтаж» (сцены со старичком-задачником). В то же время в некоторых соч. (сонаты для скрипки и виолончели, скрипки и фп., «Мадагаскарские песни») заметны следы творческой полемики с «Шестёркой». В творчестве Р. большое место занимал танец. Композитор использовал разнообразные танц. жанры: менуэт, хабанеру, вальс, позднее - фокстрот, блюз (2-я часть сонаты для скрипки с фп.). Одной из вершин франц. симфонизма 20 в. является «Болеро». Предельная ясность замысла сочетается в нём с виртуозным использованием оркестра. Всё произв. построено на повторении одной темы, к-рая состоит из двух частей: первая уходит корнями в баскский фольклор, вторая - в мавритано-андалусский. В теме опеваются меняющиеся устои, варьируются ритмич. группировки, различна артикуляция, подчёркивающая интонационные подъёмы. В этом секрет неистощимого интереса для слуха протяжённой (в 34 такта) мелодии и её кажущегося бесконечным разнообразия. Развитие муз. материала совершается через тембр. В «Болеро» (как и в «Вальсе») танец служит средством «обобщения через жанр». Р. не занимался педагогич. деятельностью, не оставил композиторской школы. Однако его творчество оказало огромное влияние на муз. культуру Франции и др. стран. Р. выступал в периодич. печати. Его статьи печатали мн. газеты и журналы, в т.ч. «Courier musical», «Revue musicale», «Societй internationale de musique», «Comoedia» и др. (рус. пер. ряда статей - в кн.: Статьи и рецензии композиторов Франции. Конец XIX - начало XX вв., сост., пер., вступ. ст. А. Бушен, Л., 1972). Основные даты жизни и деятельности 1875. - 7 III. В Сибуре в семье инженера Пьера Жозефа Р. и Марии Р. (урожд. Делуар; баскского происхождения) родился сын Морис Жозеф. 1881. - Начало занятий музыкой (обучение игре на фп. под рук. А. Гиза). 1887. - Уроки гармонии, контрапункта, композиции под рук. педагога консерватории Ш. Рене (ученика Л. Делиба). - Детские композиторские опыты (вариации на тему Р. Шумана). 1889. - Поступление в Парижскую консерваторию. - Занятия в подготовит. классе фп. у Антиома. - Первые впечатления от рус. музыки (посещение концертов во время Всемирной выставки в Париже). 1891. - Занятия в высшем классе фп. у Ш. В. де Берио, в классе гармонии у Э. Пессара. - Начало дружбы с пианистом Р. Виньесом (впоследствии исполнитель и пропагандист музыки Р.). 1893. - Первые сочинения («Гротескная серенада» для фп.). Сер. 1890-х гг. - Знакомство с Э. Шабрие, Э. Сати, увлечение их музыкой, посещение поэтических «вторников» С. Малларме. - Изучение франц. живописи, литературы, философии. 1897. - Занятия в классах Г. Форе (композиция) и А. Жедальжа (контрапункт). 1898. - 5 III. Публичный дебют Р.: исп. в концерте Нац. муз. общества пьес для 2 фп. - «Хабанеры» и «Среди колоколов». 1899. - 27 V. Выступление Р. как дирижера с исп. своей увертюры «Шехеразада». Кон. 90-х гг. - Знакомство с музыкой К. Дебюсси, преклонение перед его мастерством. 1901-03. - Участие в конкурсах на Римскую пр. (в 1901 получил 2-ю пр. за кантату «Мирра»). - Исп. Виньесом (1901) фп. цикла «Игра воды». Большой успех у широкой публики, непризнание официальной критикой. 1902. - Создание художеств. кружка «апашей», объединившего артистич. молодёжь Парижа (Р. - один из деятельных участников). 1904. - Исп. в концерте Нац. муз. общества квартета F-dur, посв. Форе. Скептич. отзывы критики, высокая оценка музыки Р. композиторами В. д'Энди и Дебюсси. 1905. - Возмущение передовых музыкантов консервативностью жюри, не допустившего Р. к участию в конкурсе на Рим. пр. («дело Р.»). - Смещение с поста директора консерватории Т. Дюбуа и назначение Форе. - Окончание консерватории. 1906. - Начало работы над оперой «Потонувший колокол» («Cloche engloutie», по Г. Гауптману; впоследствии эскизы оперы использованы во 2-й части оперы «Дитя и волшебство»). - Бурная дискуссия (т. н. «второе дело Р.») вокруг музыки Р. в связи с исп. вок. цикла «Естественные истории». - Морское путешествие. - Создание «Испанской рапсодии». 1907. - Историч. концерты рус. музыки в Париже. Начало плодотворного сотрудничества с С. П. Дягилевым, M. M. Фокиным, А. Н. Бенуа, М. А. Олениной-Д'Альгейм, И. Ф. Стравинским, балеринами Н. Трухановой и И. Рубинштейн. 1910. - Основание Независимого муз. общества (Р., будучи одним из основателей, предоставил обществу право первого исполнения своих соч.). 1912. - 8 VI. Премьера балета «Дафнис и Хлоя» в театре «Шатле» (Дафнис - В. Ф. Нижинский, Хлоя - Т. П. Карсавина). 1913-14. - Работа совм. со Стравинским (по предложению Дягилева) над партитурой оперы Мусоргского «Хованщина» для пост. в Париже (не исп., рукопись не сохранилась). - Поездка в Женеву, Лион, Сен-Жан-де-Люз (Испания). Интерес к испан. фольклору. 1915, осень - нач. 1917. - Пребывание Р. в армии (работа в госпитале; водитель грузовика Красного Креста на фронте). 1920. - Переезд из Парижа в пригород Монфор-л'Амори (дом Р. становится местом интереснейших встреч), образование «монфорской школы» во главе с Р. (М. Делаж, А. Ролан-Манюэль, В. Уильяме). - Отказ Р. от ордена Почётного легиона как выражение последовательного неприятия им официальных почестей. 1922. - Работа по заказу С. А. Кусевицкого над оркестровкой «Картинок с выставки» Мусоргского. Кон. 1922-23. - Многочисл. конц. турне (Амстердам, Венеция, Лондон). 1923. - Работа по заказу оперного театра в Монте-Карло над оперой «Дитя и волшебство» (премьера в 1925). 1928. - Конц. поездка по США и Канаде, выступления в качестве дирижёра, пианиста. - 20 XI.Пост. в театре «Гранд-Опера» балета на музыку «Болеро» (исп. И. Рубинштейн). - Присуждение Р. звания почётного доктора Оксфордского университета. 1930-е гг. - Фестиваль из произв. Р. в Биаррице, установление мемориальной доски на доме, где он родился, и присвоение его имени набережной, где находился этот дом. - Намерение Р. написать оперу о Жанне д'Арк (замысел не осуществлён). - Создание по просьбе австр. пианиста П. Витгенштейна, потерявшего на фронте правую руку, фп. концерта для левой руки (исп. в янв. 1932). 1932. - Конц. поездка с М. Лонг по странам Центр. Европы. - Триумфальный приём. - Создание «Трёх песен Дон Кихота к Дульцинее». 1933. - II. Интервью амер. журналу «The Etude», выразившее творч. кредо Р. 1934. - Начало быстро прогрессировавшего заболевания (опухоль мозга). 1935. - Последнее путешествие в Испанию и Марокко. 1937. - 19 XII. Операция. - 28 XII. Смерть Р. в Париже. Соч.: оперы - Испанский час (L'heure espagnole, комич. опера, либр. М. Франк-Ноэна, 1907, пост. 1911, театр «Опера комик», Париж), Дитя и волшебство (L'enfant et les sortileges, лирич. фантазия, опера-балет, либр. Г. С. Колет, 1920-25, пост. 1925, Монте-Карло); балеты - Дафнис и Хлоя (хореографич. симфония в 3 частях, либр. M. M. Фокина, 1907-12, пост. 1912, театр «Шатле», Париж), Сон Флорины, или Матушка-гусыня (Ma mere l'oye, на основе фп. пьес того же названия, либр. Р., пост. 1912 «Т-р искусств», Париж), Аделаида, или Язык цветов (Adelaide ou Le langage des fleurs, на основе фп. цикла Благородные и сентиментальные вальсы, либр. Р., 1911, пост. 1912, театр «Шатле», Париж); кантаты - Мирра (1901, не опубл.), Альсион (1902, не опубл.), Алиса (1903, не опубл.); для орк. - увертюра Шехеразада (1898), Испанская рапсодия (Rapsodie espagnole: Прелюдия ночи - Prelude а la nuit, Малагенья, Хабанера, Феерия; 1907), Вальс (хореографич. поэма, 1920), Веер Жанны (L'йventail de Jeanne, вступит. фанфары, 1927), Болеро (1928); концерты с орк. - 2 для фп. (D-dur, для левой руки, 1931; G-dur, 1931); камерно-инстр. Ансамбли - 2 сонаты для скр. и фп. (1897, 1923-27), Колыбельная на имя Форе (Berceuse sur le nom de Faurй, для скр. и фп., 1922), соната для скр. и влч. (1920-22), фп. трио (a-moll, 1914), струн. квартет (F-dur, 1902-03), Интродукция и Allegro для арфы, струн. квартета, флейты и кларнета (1905-06); для фп. в 2 руки - Гротескная серенада (Serenade grotesque, 1893), Античный менуэт (Menuet antique, 1895, также орк. вариант), Павана усопшей инфанте (Pavane pour une infante defunte, 1899, также орк. вариант), Игра воды (Jeux d'eau, 1901), сонатина (1905), Отражения [Miroirs: Ночные бабочки - Noctuelles, Грустные птицы - Oiseaux tristes, Лодка в океане - Une barque sur l'ocean (также орк. вариант), Альборада, или Утренняя серенада шута - Alborada del gracioso (также орк. вариант), Долина звонов - La vallee des cloches; 1905], Ночной Гаспар (Три поэмы по Алоизиусу Бертрану, Gaspard de la nuit, trois poemes d'apres Aloysius Bertrand, цикл известен также под назв. Призраки ночи: Ундина, Виселица - Le gibet, Скарбо; 1908), Менуэт на имя Гайдна (Menuet sur le nom d'Haydn, 1909), Благородные и сентиментальные вальсы (Valses nobles et sentimentales, 1911), Прелюд (1913), В манере… Бородина, Шабрие (A la maniere de… Borodine, Chabrier, 1913), сюита Гробница Куперена [Le tombeau de Couperin, прелюд, фуга (также орк. вариант), форлана, ригодон, менуэт (также орк. вариант), токката, 1917]; для фп. в 4 руки - Матушка-гусыня (Ma mere l'oye: Павана Красавице, спящей в лесу - Pavane de la belle au bois dormant, Мальчик-с-пальчик - Petit poucet, Дурнушка, императрица Пагод - Laideronette, imperatrice de Pagodes, Красавица и Чудовище - La Belle et la Bete, Сказочный сад - Le jardin feerique; 1908), Фронтиспис (1919); для 2 фп. - Слуховые пейзажи (Les sites auriculaires: Хабанера, Среди колоколов - Entre cloches; 1895-1896); для скр. с фп. - конц. фантазия Цыганка (Tzigane, 1924; также с орк.); хоры - Три песни (Trois chansons, для смеш. хора a cappella, сл. Р.: Николета, Три чудо-птицы райских кущ - Trois beaux oiseaux du paradis, Рондо; 1916); для голоса с орк. или инстр. ансамблем - Шехеразада (с орк., сл. Т. Клингсора, 1903), Три поэмы Стефана Малларме (с фп., струн. квартетом, 2 флейтами и 2 кларнетами: Вздох - Soupir, Тщетная мольба - Place futile, На крупе скакуна лихого - Surgi de la croupe et du bond; 1913), Мадагаскарские песни (Chansons madecasses, с флейтой, влч. и фп., сл. Э. Д. Парни: Нахандова, Ауа! - Aoua!, Хорошо улечься в зной - ll est doux; 1926); для голоса с фп. - Баллада о королеве, умершей от любви (Ballade de la reine morte d'aimer, сл. Маре, 1894), Мрачный сон (Un grand sommeil noir, сл. П. Верлена, 1895), Святая (Sainte, сл. Малларме, 1896), Две эпиграммы (сл. Маро, 1898), Песня прялки (Chanson du ronet, сл. Л. де Лиля, 1898), Угрюмость (Si morne, сл. Э. Верхарна, 1899), Плащ цветов (Manteau de fleurs, сл. Граволле, 1903, также с орк.), Рождество игрушек (Le Noel des jouets, сл. Р., 1905, также с орк.), Великие ветры, пришедшие из-за моря (Les grands vents venus d'outre - mer, сл. А. Ф. Ж. де Ренье, 1906), Естественные истории (Histoires naturelles, сл. Ж. Ренара, 1906, также с орк.), На траве (Sur l'herbe, сл. Верлена, 1907), Вокализ в форме Хабанеры (1907), 5 народных греческих мелодий (пер. М. Кальвокоресси, 1907), нар. песни (испанская, французская, итальянская, еврейская, шотландская, фламандская, русская; 1910), Две еврейские мелодии (1914), Ронсар - своей душе (Ronsard а son вme, сл. П. де Ронсара, 1924), Мечты (Reves, сл. Л. П. Фарга, 1927), Три песни Дон Кихота к Дульцинее (Don Quichotte а Dulcinй, сл. П. Морана, 1932, также с орк.); оркестровки - Антар, фрагменты из симф. сюиты «Антар» и оперы-балета «Млада» Римского-Корсакова (1910, не опубл.), Прелюд к «Сыну звёзд» Сати (1913, не опубл.), Ноктюрн, Этюд и Вальс Шопена (не опубл.), «Карнавал» Шумана (1914), «Помпезный менуэт» Шабрие (1918), «Сарабанда» и «Танец» Дебюсси (1922), «Картинки с выставки» Мусоргского (1922); перелож. (для 2 фп.) - «Ноктюрны» и «Прелюдия к «Послеполудню Фавна»« Дебюсси (1909, 1910). |