РАЗУМОВСКИЙ Андрей Кириллович [22 X (2 XI) 1752, Петербург - 11 (23) IX 1836, Вена], граф, с 1815 князь, - рус. дипломат, меценат. Сын гос. деятеля К. Г. Разумовского. Окончил Страсбургский университет. С 1777 находился на рус. дипломатич. службе (первоначально в Неаполе, в 1792-99 и 1801-07 посол России в Австро-Венгрии). Большую часть жизни провёл за границей. Образованнейший человек, просвещённый меценат, Р. покровительствовал искусствам. Благодаря его поддержке виолончелист Г. С. Лебедев концертировал в Зап. Европе в 1777-79. Р. был хорошим скрипачом. В Вене сблизился с муз. кругами, вместе с князем К. Лихновским участвовал в любительском квартетном музицировании. Находился в дружеских отношениях с Й. Гайдном, В. А. Моцартом и особенно Л. Бетховеном. В 1805-15 содержал домашний струн. квартет (во главе с И. Шуппанцигом), который впервые исполнил ряд камерно-инстр. соч. Бетховена, разученных под рук. автора. Бетховен по заказу Р. написал и посвятил ему три квартета ор. 59 («квартеты Разумовского»), использовав в них мелодии рус. нар. песен (возможно, указанных Р.). Бетховен посв. Ф. И. Лобковицу и Р. 5-ю и 6-ю симфонии. РАЗУМОВСКИЙ Дмитрий Васильевич [26 X (7 XI) 1818, Тульская губ. (по некоторым данным, Киев) - 2 (14) I 1889, Москва] - рус. историк музыки, археограф, педагог. Происходил из духовного звания. Учился в Тульской духовной семинарии. В 1843 окончил Киевскую духовную академию, где впоследствии преподавал математику, естеств. историю. В кон. 50-х гг. участвовал в работе Комиссии по рассмотрению и исправлению нотного текста церк. певч. книг. С этого времени началась систематич. работа Р. в области др.-рус. музыки. В 1866-89 был законоучителем и преподавателем (кафедра истории и теории рус. церк. пения; с 1871 профессор) Моск. консерватории. Участвовал в работе четырёх Археологич. съездов (1869-1877), сотрудничал в Об-ве др.-рус. искусства. Р. собрал, изучил, расшифровал мн. рукописные памятники. Он продолжил исследования В. Ф. Одоевского, создал первый в России курс истории рус. церк. пения, положив начало систематическому изучению древних периодов рус. музыки. Осн. внимание Р. уделял проблемам знаменного распева. Учебный курс Р. был посв. глубинным пластам отечеств. культуры. Среди его учеников - С. И. Танеев, воспринявший ряд идей Р. Существ. место в рус. муз.-историч. науке имел капитальный труд Р. «Церковное пение в России» (1867-69). Р. высоко ценил П. И. Чайковский (советовался с ним при создании своих духовных соч.). О трудах Р. положительно отзывались А. Н. Серов, В. В. Стасов, Г. А. Ларош, С. В. Смоленский и др. Соч.: О нотных безлинейных рукописях церковного знаменного пения, [М., 1863]; Церковное пение в России. (Опыт историко-технического изложения). Из уроков, читанных в консерватории при Московском музыкальном обществе, вып. 1-3, М., 1867-69; Патриаршие певчие диаки и поддиаки, М., 1868, [СПБ], 1895; Музыкальная деятельность князя В. Ф. Одоевского, [М., 1869]; Церковное русское пение. Народное мирское пение и собственно музыка. Историческая заметка о мирском пении русского народа, М., 1869; Государевы певчие дьяки XVII века, в кн.: Сборник Общества древнерусского искусства на 1873 год, М., 1873, с. 153-81, « в кн.: Патриаршие певчие диаки и поддиаки и государевы певчие диаки, [СПБ] 1895; Богослужебное пение православной греко-российской церкви, М., 1886. |