РЕДАКЦИЯ (франц. redaction, от лат. redactus - приведённый в порядок) - внесение в нотную запись муз. произведения изменений и дополнений, облегчающих его практич. использование, а также сама нотная запись произведения с подобными изменениями и дополнениями. Р. обычно осуществляется при издании муз. сочинения. Применяемые в Р. изменения и дополнения носят разл. характер и могут преследовать разл. цели; все они, однако, как правило, сохраняют в неприкосновенности саму музыку произв., высоту и длительность каждого его звука. Наиболее элементарные из этих изменений связаны с приведением нотной записи произв. в соответствие с совр. нормами нотописания. Одноврем. Р. может преследовать цель облегчить разучивание произв. исполнителем, особенно начинающим (учащимся) или музыкантом-любителем. Для этого применяется расшифровка мелизмов, особенно малоупотребительных в совр. муз. практике (производится непосредственно в нотном тексте или на дополнит. нотных строках, порой и в примечаниях). Нередко редактором вводятся обозначения, которые помогают исполнителю применить рациональные технич. приёмы при воспроизведении того или иного отрывка. В их числе - обозначения пальцев и педали в Р. фп. произв., струн и пальцев в произв. для струнных смычковых инструментов и т.п. Часто в Р. применяются и дополнит. обозначения динамических и иных оттенков исполнения, которые намечают самую трактовку произв. исполнителем. Эти последние обозначения как бы восполняют то, что могло быть дано самим автором произв. Вводя их, редактор обычно опирается на сличение разл. рукописей одного соч. (если их имеется несколько), на изучение изложения родственных мест в том же или другом произв. данного автора. Однако даже в этих случаях в подобных дополнениях неизбежно сказываются и личный вкус редактора, его музыкальная подготовка, принадлежность его к определённой исполнительской школе и т.п. Т.о., такая Р. в известной мере сближается с транскрипцией. Распространены и т.н. исполнительские Р., которые обычно осуществляются крупными исполнителями, в дополнит. обозначениях запечатлевающими собств. трактовку произв. и используемые для этого технич. приемы. Такие Р. имеют немаловажное значение в учебно-педагогич. практике. Как сама конц. и педагогич. деятельность выдающегося исполнителя, а также принадлежащие ему транскрипции, в случае совмещения в одном лице исполнителя и композитора - и его собств. соч. для своего инструмента, Р. способствуют формированию вокруг него определённой исполнит. школы. Исполнительские Р. позволяют в определённых пределах объективно судить об исполнении выдающихся музыкантов прошлого, деятельность которых протекала до изобретения средств звукозаписи. Существенно, что не все редакторы выписывают дополнит. обозначения таким образом, чтобы их можно было легко отличить от авторских (мелким шрифтом, в квадратных скобках м т.п.). Во мн. изданиях авторские и редакторские обозначения не поддаются разграничению. В случаях, когда подобного рода редакторские обозначения оказываются произвольными, связанными с субъективной трактовкой произв., исполнитель попадает в трудное положение - он следует этим обозначениям как авторским, что ведёт к воспроизведению трактовки редактора и ограничивает собственную инициативу исполнителя. В связи с этим возник особый вид Р., к-рая ставит своей осн. задачей очищение авторского текста от неоправданных редакторских наслоений. Термин «Р.» применяется и к некоторым видам обработки, связанным с изменением существ. сторон музыки произв. В их числе т.н. облегчённая Р., к-рая даёт упрощённый вариант самого нотного текста произв. Р. порой называют и обработки крупных вок.-инстр. произв., в которых подвергается изменениям инструментовка. Примерами могут служить осуществлённые Н. А. Римским-Корсаковым редакции опер М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», а также новая инструментовка этих опер, принадлежащая Д. Д. Шостаковичу. |