РЕГТАЙМ (англ. ragtime, от rag - обрывок и time - время) - форма городской танцевально-бытовой (первоначально для фп.) музыки, исполнявшейся сев.-амер. неграми в кафе, танц. залах; сложилась в 70-е гг. 19 в. Р. - один из важнейших предшественников джаза, в рамках которого он сохранял самостоят. значение вплоть до 20-х гг. 20 в. Для исполнителей Р. характерен особый фп. стиль, близкий нар. манере игры на банджо. Специфич. муз. черта Р. - несовпадение ритма 2 осн. линий, возникающее при наложении регулярной ритмич. пульсации, т.н. «бита» (от англ. beat - удар) в партии левой руки и «офф-бита» (от англ. off beat - вне удара) - свободно акцентированной синкопированной мелодии. Это явление характерно для негр. фольклора США. Развитие фп. Р. достигло расцвета в 1-м десятилетии 20 в. Наиболее известные исполнители - С. Джоплин, Дж. Скотт, Дж. Р. Мортон, Дж. Лэм. В нач. 20 в. исполнительская манера Р. прививается в орк. игре; возникают т.н. Р.-оркестры (англ. ragtime-bands). Ранние образцы претворения муз. стиля Р. в проф. музыке - симфония «Из Нового Света» (ор. 95, 1893) и струнный квартет («Американский», ор. 96, 1892) А. Дворжака. В конце 1-го десятилетия 20 в. Р. вошёл в моду как салонный и бальный танец. От него произошли тустеп, уанстеп, фокстрот. Особенности Р., соединённые с некоторыми чертами джаза, использовал.в ряде соч. И. Ф. Стравинский (напр., в Р. для одиннадцати инструментов, 1918, а также в балетной пантомиме «История солдата - сказка о беглом солдате и чёрте», 1918). |