РЕВЮ (франц. revue, букв. - обозрение) - театральное представление из ряда небольших относительно самостоятельных драм. сцен со вставными эстр. песнями, танцами, цирковыми номерами. Р. соединяет в себе элементы оперетты, балета, театров кабаре и варьете. Как правило, общий сюжет в Р. отсутствовал, все эпизоды связывали единый состав исполнителей и некая общая идея. Музыка в Р. занимала подчинённое положение, однако отд. муз. номера из Р., гл. обр. эстр. песни и танцы, порой приобретали популярность и исполнялись уже после того, как это Р. сошло со сцены. Р. возникло во Франции в кон. 18 в. Первое представление, носившее это название, - пьеса М. Романьезе «Театральное ревю» («Revue des Theatres»), поставленная в Париже в 1728. Особую популярность Р. приобрело здесь в эпоху Луи Филиппа (1830-48). В кон. 19 в. Р. испытало влияние варьете и мюзик-холла и превратилось в пышное и бессодержательное развлекат. представление, насыщенное зрелищными эффектами, - т.н. постановочное P. (grande revue a spectacle). В кон. 19 - нач. 20 вв., помимо Франции, Р. было распространено в Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Германии. В США возникла нац. разновидность жанра, получившая название «шоу» (show musical - муз. обозрение). Специфич. особенность шоу - введение ритмич. движений и танцев группы девушек. Популярными композиторами шоу были Р. Фримль, И. Берлин и Й. Керн. Р. оказало значит. влияние на зап.-европ. и амер. оперетту: возникла особая её разновидность - Р.-оперетта, включавшая типические для Р. элементы. После 2-й мировой войны 1939-45 в зап.-европ. странах и США в виде Р. создавались кинофильмы, телевизионные постановки. В театр. жизни дореволюц. России Р. занимало скромное положение. После Oкт. революции 1917 в связи с поисками наиболее действенных форм пропаганды в массах новых, революц. идей активизировалась и работа театр. коллективов в жанре Р. Политич. и социально-бытовые Р. в послереволюц. годы ставились мн. театрами сатиры и театрами обозрений. Сложилась специфич. форма Р. «Синяя блуза» - существовавший вплоть до нач. 30-х гг. своеобразный жанр эстр.-театр. представлений, с которым связаны имена ряда талантливых писателей, поэтов, композиторов. В числе композиторов, писавших музыку для постановок «Синей блузы», - М. И. Блантер, С. А. Кац, К. Я. Листов, Ю. С. Милютин, Д. Я. Покрасс. |