РЕВУЦКИЙ Дмитрий Николаевич [24 III (5 IV) 1881, с Иржавец, ныне Черниговской обл. - 29 XII 1941, Киев] - советский музыковед, фольклорист, литературовед. Брат Л. Н. Ревуцкого. В 1906 окончил историко-филологич. ф-т Киевского университета. Муз. образование получил под рук. Н. В. Лысенко. В 1907-18 преподавал в гимназиях в Таллине и Киеве; в 1918-23 - в киевском Муз.-драм. институте им. Н. В. Лысенко. В 1923-34 сотрудник этнографич. комиссии АН УССР, с 1938 ст. науч. сотрудник Ин-та фольклора АН УССР. Р. - один из основоположников сов. укр. музыковедения, видный исследователь истории укр. музыки и муз. фольклора. Сост. и ред. многих сборников сочинений укр. композиторов, автор предисловий к ним. РЕВУЦКИЙ Лев Николаевич [8 (20) II 1889, с. Иржавец, ныне Черниговской обл. - 30 III 1977, Киев] - советский композитор, педагог, муз.-обществ, деятель. Нар. арт. СССР (1944). Академик АН УССР (1957). Герой Социалистич. Труда (1969). Деп. Верх. Совета УССР 2-5-го созывов. В 1916 окончил Киевскую консерваторию по классу композиции у Р. М. Глиэра и юридич. ф-т Киевского университета. С 1924 началась многолетняя плодотворная педагогич. деятельность Р.; в 1924-41 и с 1944 преподавал теорию композиции в Киевской консерватории (до 1934 - Муз.-драм, институт им. Н. В. Лысенко), с 1935 профессор. В 1941-44 зав. кафедрой композиции, теории и истории музыки Ташкентской консерватории. Среди учеников - И. И. Акбаров, В. Б. Гомоляка, Н. В. Дремлюга, Г. Л. Жуковский, В. Д. Кирейко, Г. И. Майборода, П. И. Майборода, А. Г. Свечников, А. Д. Филиппенко. С 1932 чл. правления CК УССР, с 1944 пред. CК УССР, с 1948 чл. правления CК СССР. Композиторский стиль Р. сформировался на основе глубокого постижения нац. фольклора (его первые муз. впечатления связаны с укр. нар. песнями, которые он слышал в родном селе) и претворения традиций совр. ему проф. музыки (значит. воздействие на композитора оказали Н. В. Лысенко и Р. М. Глиэр). Для произв. Р. характерны светлая оптимистич. настроенность, сочетание целомудренного лиризма и эпической широты. Его соч. свойственны уравновешенность интеллектуального и эмоционального начал, полное выявление заложенных в теме выразит. возможностей. Мелодии его произв. близки укр. нар. песням, они диатоничны и характеризуются закруглённостью очертаний. Ясный, плавный мелодизм сочетается у Р. с напряжённой сложной гармонией. Для гармонич. языка Р. характерны обилие многозвучных аккордов, частые секвенции, многочисленные альтерации (идущие, с одной стороны, от ладовой природы укр. думы, с другой - от гармонич. стиля европ. музыки кон. 19 - нач. 20 вв.). Инстр. фактура его произв. тщательно отделана (нередко он по неск. раз возвращался к своим соч.). Творчество Р. составляет важный этап в развитии укр. муз. культуры. 2-я симфония и фп. концерт - первые значит. произв. данных жанров в укр. сов. музыке (2-я симфония осн. на укр. нар. мелодиях; её мужеств. оптимистич. образы отражают сов. действительность). Выдающийся вклад внёс Р. в развитие жанра обработки нар. песни, создав более 120 обработок, в числе которых циклы «Сонечко» («Солнышко»), «Галицькi nicii», историч. и казацкие песни, а также отдельные обработки - «Чуєєш, брате мiй» («Слышишь, брат мой»), «Ти кропивонько», «Рекрутська», «Дiд iде» («Дед идёт») и др. Фп. произв. Р. отмечены изяществом фактуры; в фп. «Песне» художественно обобщены особенности укр. нар. песни - лирич. и эпич., а также такого своеобразного жанра, как дума. Творч. наследие Р. сравнительно невелико. Высокие художеств. достоинства его произв. обеспечили им выдающееся место не только в укр. музыке, но и в сов. муз. искусстве в целом. |