РЕЙЕР, Рейе (Reyer, наст. фам. Рей, Rey) Луи Этьенн Эрнест (1 XII 1823, Марсель - 15 I 1909, Лаванду, деп. Вар) - французский композитор и муз. критик. Чл. Ин-та Франции (1876). В детстве обучался в муз. школе Барсотти в Марселе. С 1840 служил чиновником в Алжире. Продолжал самостоят. муз. занятия, сочинял салонные пьесы (романсы, танцы), написал торжественную мессу (1847, исп. в кафедральном соборе Алжира). С 1848 жил в Париже, изучал теорию музыки под рук. пианистки и комп. Л. Фарран. В 1850 были публично исп. его ориентальная ода-симфония «Селам» (на текст Т. Готье), о которой одобрительно отозвался Г. Берлиоз. Среди опер Р. наибольшей известностью пользовалась «Сигурд» (1884), написанная на тот же сюжет, что и «Зигфрид» Вагнера, но независимо от последнего. Оперному стилю Р. присущи черты позднего романтизма. Для его опер характерны сквозное муз. развитие, отказ от замкнутых форм, от деления на номера. Интенсивной была муз.-критич. деятельность Р., продолжавшаяся св. 40 лет (впервые выступил в 1857). Сотрудничал во мн. периодич. изданиях: «La Presse», «La Revue de Paris», «Courrier de Paris», «La Revue francaise», «La Revue et Gazette musicale», «Gazette du Nord», «Moniteur universel», a также «Le Journal des Debats» (в 1866-99, где был преемником Берлиоза). Эрудированный и требовательный критик, Р. активно поддерживал молодых талантливых франц. композиторов (Ж. Бизе, К. Сен-Санса, Ж. Массне, Э. Лало). Был приверженцем и пропагандистом творчества Р. Вагнера во Франции, однако предостерегал франц. композиторов от подражания ему. В Париже были изданы сборники его избранных статей «Заметки о музыке» («Notes de musique», 1875) и «Сорок лет музыки» («Quarante ans de musique», 1910). С 1866 P. занимал пост библиотекаря «Корол. академии музыки». Р. принадлежат записи песен франц. нар. поэта и композитора-мелодиста П. Дюпона. Соч.: оперы - Мастер Вольфрам (Maitre Wolfram, 1854, «Театр лирик», Париж), Статуя (La statue, 1861, там же), Герострат (1862, Баден-Баден), Сигурд (1884, театр «Де ла Монне», Брюссель), Саламбо (по роману г. Флобера, 1890, там же) и др.; балет - Шакунтала (по сценарию Т. Готье, 1858, «Корол. академия музыки», Париж); кантаты - Победа (Victoire, 1859), гимн Союз искусств (L'union des arts, 1862), драм. сцена Магдалина в пустыне (La Madeleine au desert, для баса и орк., 1874); фп. пьесы; хоры, романсы; сб. 40 старинных песен (в гармонизации Р.) и др. |