РЕЗВОЙ, Резвый Модест Дмитриевич [1807, Петербург - 7 (19) IX 1853, там же] - русский музыковед, композитор и виолончелист. Чл.-корр. Петерб. АН (1843). Занимался у И. Л. Фукса (гармония), Ф. Кнехта (виолончель). Играл в любительских камерных ансамблях, в оркестре студентов Петерб. университета. Инженер по специальности (с 1849 вице-директор Строит. департамента Морского мин-ва), Р. был одним из образованнейших музыкантов своего времени, а также талантливым портретистом- миниатюристом (среди его работ - портрет А. С. Грибоедова, автопортрет; в 1839 Академия художеств избрала его «почётным вольным общником»). Р. - один из создателей рус. муз. лексикографии. При переводе на рус. яз. книги Фукса «Практическое руководство к сочинению музыки» (СПБ, 1830) Р. проделал большую работу по систематизации и унификации отечеств. муз.-теоретич. терминологии, в частности ввёл в муз. практику такие термины, как лад, вводный тон и др. В 1835-37 Р. был гл. редактором муз. отдела «Энциклопедического лексикона» А. Плюшара (т. 1-6). Написанные им для этого издания статьи (в т.ч. «Аккомпаниатор», «Аккорд», «Аппликатура», «Ария», «Бас», «Бемоль», «Бекар», «Ведение голосов») отличались высоким профессионализмом, чёткостью формулировок и явились новым словом в муз. лексикографии. В нач. 40-х гг. по приглашению Отделения рус. языка и словесности Имп. Санкт-Петербургской AHR. принял участие в издании «Словаря церковно-славянского и русского языка» (т. 1-4, СПБ, 1847,1867-68). Р. принадлежат многие статьи, посв. муз. исполнит. искусству (писал под псевд. М. Р., М. Д. Р.). В статье «О сущности музыки» («Отечественные записки», 1839, т. 3, No 5, Художества, с. 29-32) Р. подчёркивает связь композиторского и исполнительского творчества, в некоторых теоретич. оценках он сближается с В. Г. Белинским. Р. принадлежат также муз. соч.: симфония (её интродукция и allegro исп. 1841), канцонетта (опубл. в «Лирическом альбоме» И. Ф. Ласковского и H. H. Норова, СПБ, 1832), «Duettino» (в Собр. муз. пьес, сост. М. И. Глинкой, т. 3, СПБ, 1839). Лит: Кремлёв Ю., Русская мысль о музыке. Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке, т. 1, 1825-1860, М., 1954; Гинзбург Л., История русского виолончельного искусства, кн. 2, М., 1957. И. М. Ямпольский. |