РИГГЕР (Riegger) Уоллингфорд (29 IV 1885, Олбани, Джорджия - 2 IV 1961, Нью-Йорк) - американский композитор и дирижёр. Сын пианистки и скрипача. Начальное муз. образование получил у родителей. В 1905-07 учился в Ин-те муз. искусства (позднее Джульярдская муз. школа) у П. Гечиуса (композиция) и А. Шрёдера (виолончель), с 1907 - в Высшей школе музыки в Берлине у М. Бруха и Э. Штильман-Келли (композиция), Р. Хаусмана (виолончель). С 1910 выступал как дирижёр симф. оркестра в Берлине, в 1915-17 руководил театр. оркестрами в разл. городах Германии. С 1917 работал в США, преподавал игру на виолончели и теоретич. предметы в муз.-уч. заведениях разных городов - в Де-Мойне (1918-22), Нью-Йорке (1924-25), Итаке (1926-28) и др.; с 1956 - в муз. школе при «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке. Был чл. Междунар. общества совр. композиторов и др. муз. обществ. С 1920-х гг. экспериментировал в области соноризма («Сонористический этюд на звучание» - «Study in sonority», для 10 скрипок, 1927). Совм. с Л. С. Терменом работал над созданием электроинструментов; играл на электровиолончели. Под влиянием музыки А. Шёнберга обратился к додекафонии. Мн. произв. Р. опубликованы под разл. псевдонимами. Соч.: кантаты - Беспощадная красавица (La belle dame sans merci, для 4 голосов, хора и камерного орк., 1923, пр. Э. С. Кулидж, 1924); Угасающий свет (The dying light, для голоса с орк., 1954), Сонет Шекспира (для баритона, хора и орк.), Истинность песни (In certainty of song, 1950); для opк. - симфонии (1935, 1946, 1947, 1957), симфониетта (1959), Праздничная увертюра (Festival overture, 1957), рапсодия (1931), Дихотомия (1932), Танц. ритмы (Dance rhythms, 1955, также для бэнда), Музыка для оркестра (1956), Пятерной джаз (Quinaple jazz, 1959), Траурный марш (исполнялся в Москве) и др. пьесы; для бэнда - Музыка для хора медных (Music for brass choir, 1949); для инструмента с opк. - фантазия и фуга для органа (1931); вариации для фп. (1953) и для скр. (1959), дуэт для фп. (1960), концерт для фп. и деревянных духовых (1954); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1919), струн. квартеты (1939, 1947, 1948), 3 канона для дух. квартета, фп. квинтет (1950), квинтет для деревянных духовых и валторны (1952), секстет для фп. и духовых (1952), нонет для медных духовых (1951), пьесы для флейты с фп., пьесы для 2 труб, тромбона и фп. (1957); для фп. - сюита (1929), пьесы для фп. и для 2 фп.; хоры; песни; обр. хор. песен (ок. 700); танц. сцены - Кандид, Случайная история, Отклонение (Candide, Case story, Trend, все - для фп., барабанов и влч., 1937), Pilgrim's progress, для фп., 1938. |