РИХТЕР (Richter) Карл (р. 15 X 1926, Плауэн) - нем. органист, клавесинист и дирижёр (ФРГ). С 1946 учился в Ин-те церк. музыки в Лейпциге у К. Штраубе и Г. Рамина, затем был органистом Томаскирхе в Лейпциге. С 1951 преподаватель Высшей муз. школы в Мюнхене (с 1956 профессор). Органист собора св. Марии и рук. мюнхенского Баховского хора и Баховского оркестра. Один из выдающихся совр. органистов. Гастролирует во мн. странах (в СССР в 1968). РИХТЕР (Richter) Франтишек Ксавер (1 XII 1709, Голешов - 12 IX 1789, Страсбург) - чеш. композитор, скрипач и дирижёр. В 1740-50 служил капельмейстером в Кемптенском аббатстве, в 1747-69 состоял скрипачом и певцом, позднее композитором капеллы курфюрста в Мангейме, с 1769 до конца жизни был регентом кафедрального собора в Страсбурге (преемник И. Плейеля). Р. - один из основоположников мангеймской школы наряду с Я. Стамицем, который оказал влияние на его стиль. Р. внёс вклад в формирование классич. 4-частного сонатно-симф. цикла (см. Сонатно-циклическая форма). Р. разработана чеш. нац. разновидность мессы. Мелодика его инстр. произв. близка чеш. нар. песне. Творчество Р. оказало влияние на В. А. Моцарта (тип сонатно-симф. цикла, характер тематизма, формы его развития). Соч.: оратория Снятие со креста (La deposizione della croce, 1748); 2 кантаты, Те Deum, 33 мессы, 3 реквиема; 2 пассиона, 38 мотетов, 16 псалмов, ламентации и др. духовные соч.; для орк. - ок. 70 симфоний; концерт для чембало; камерно-инстр. ансамбли - 6 дуэтов для флейт, 12 трио-сонат, 6 струн. квартетов; 6 сонат для флейты (или скр.) соло и basso continuo. Лит. соч.: Traitй d'harmonie et de composition, P., 1804 (издан в переработке и пер. К. Калькбреннера с нем. яз.; в рукоп. оригинале наз. Harmonische Belehrungen oder gründliche Anweisung zu der musikalischen Tonkunst oder regulären Composition; не изд.). РИХТЕР (Richter) Ханс (4 IV 1843, Рааб, Венгрия; ныне Дьёр - 5 XII 1916, Байрёйт) - австрийский дирижёр. На формирование Р.-музыканта оказала влияние семья (отец - капельмейстер, мать - певица, участница премьеры «Тангейзера» в Вене в 1857). Учился в Вене в Лёвенбургской семинарии, затем в консерватории (1860-65), где обучался игре на скрипке и валторне, занимался муз.-теоретич. предметами в классе З. Зехтера. Одноврем. был певцом в придв. капелле, играл на валторне в оркестре «Кернтнертортеатра» (1862-66). Изучил произв. Р. Вагнера, переписал для него при подготовке к изданию партитуры «Нюрнбергских мейстерзингеров» и тетралогии «Кольцо нибелунга». Работал хормейстером под рук. X. Бюлова в оперном театре в Мюнхене (1868-69). Как дирижёр дебютировал в Брюсселе в 1870 («Лоэнгрин»). Дирижировал оркестром Нац. театра в Пеште (1871-75). Иск-во Р. достигло зрелости в период работы в Вене, где он был дирижёром Венской придв. оперы (1875-1900; в 1878 -2-й дирижёр, с 1893 - 1-й), Филармонич. концертов (1875-98) и «Об-ва друзей музыки» (1880-90). Вошёл в историю исполнит. искусства как один из лучших интерпретаторов произв. Р. Вагнера, И. Брамса (часто включал в репертуар также соч. Э. Элгара). С 1876 руководил вагнеровскими спектаклями в Байрёйте, в 1877 вместе с Вагнером - концертами из его произв. в Лондоне, положившими начало ежегодным т. н. Орк. фестивальным концертам (позднее - «Рихтеровские концерты», 879-1897). Под его упр. на нем. яз. в 1903-10 ставились оперы Вагнера в «Ковент-Гардене» (лишь «Кольцо нибелунга» было пост. на англ. яз., 1909). В 1885-1909 руководил муз. фестивалями в Бирмингеме, затем участвовал в т. н. Нижнерейнских муз. фестивалях (1888-1889, 1891, 1897). В 1897-1911 возглавлял «Халле-оркестр» в Манчестере. Завершил свою дирижёрскую деятельность в 1912 (под его упр. в Байрёйте была блестяще исполнена опера «Нюрнбергские мейстерзингеры»). РИХТЕР (Richter) Эрнст Фридрих Эдуард (24 X 1808, Гросшёнау - 9 IV 1879, Лейпциг) - немецкий музыковед-теоретик, муз. педагог и композитор. После окончания гимназии в Циттау изучал теологию в Лейпциге и самостоятельно готовился к профессии музыканта. С 1843 преподавал теорию музыки в Лейпцигской консерватории, руководил Певч. академией (до 1847), с 1851 был органистом ряда церквей. С 1868 кантор Томасшуле и музик-директор Томаскирхе. Тогда же стал профессором и музик-директором Лейпцигского университета. Теоретич. труды Р. имеют учебное назначение, они переведены на ряд языков, в т. ч. на рус. яз. Автор духовных соч., инстр. произв. разл. жанров. Соч.: Lehrbuch der Harmonie…, Lpz., 1853 (рус. пер. - Учебник гармонии, СПБ, 186S, 1878); Lehrbuch der Fuge…, Lpz., 1859; Lehrbuch des einfachen und doppelten Кontrapunkts, Lpz 1872, 1920 (рус. пер. - Учебник простого и двойного контрапункта. СПБ, 1874, 1886). Т. Н. Соловьёва. РИХТЕР Анатолий Петрович (р. 24 III 1930, г. Бельцы, Молд. ССР) - советский певец (бас). Нар. арт. УССР (1973). Чл. КПСС с 1960. В 1960 окончил Киевскую консерваторию у И. С. Паторжинского, с того же года солист Одесского театра оперы и балета. Среди партий - Мельник, Борис Годунов, Иван Хованский, Сусанин, Кончак, Мефистофель; Фальстаф («Виндзорские проказницы» Николаи), Филипп II; Карась («Запорожец за Дунаем»), Тарас («Тарас Бульба» Лысенко), Фрол Баев («В бурю»). Гастролирует за рубежом. РИХТЕР Николай Иванович (1879-1944, Ленинград) - сов. пианист. Окончил юридич. ф-т Петерб. университета, в 1907 - экстерном Петерб. консерваторию (ученик И. А. Боровки). Был участником муз. вечеров в доме Н. А. Римского-Корсакова, первым исполнителем концерта для фп. с оркестром H. H. Черепнина (1907). С 1919 выступал в концертах Кружка друзей камерной музыки. В 1920-27 преподавал игру на фп. в Петрогр. (Ленингр.) консерватории (с 1926 доцент). Сотрудничал в журн. «Музыкальный современник». РИХТЕР Святослав Теофилович [р. 7 (20) III 1915, Житомир] - сов. пианист. Нар. арт. СССР (1961). Герой Социалистич. Труда (1975). Почётный доктор Страсбургского университета (1977). Музыкой начал заниматься под рук. отца, пианиста и органиста, затем (недолго) учился у А. Атль (фп.); в детстве и юности много импровизировал и сочинял. В 1933-37 концертмейстер Одесского театра оперы и балета. В 1934 впервые выступил с сольным концертом (соч. Ф. Шопена). В 1937-46 (с перерывами) занимался в классе у Г. Г. Нейгауза в Моск. консерватории (диплом получил в 1947). 1-я пр. на Всесоюзном конкурсе музыкантов- исполнителей (1945). С 1940 интенсивно концертирует в СССР, с 1950 - в социалистич. странах Европы и в КНР, с 1960 - во мн. странах мира, в т. ч. в США. Р. - выдающийся исполнитель современности, художник исключит. внутр. мощи, яркой художеств. индивидуальности; его искусству присуща огромная образная сила; для Р. характерны творческое волевое начало, строгость и благородство вкуса, блистательное технич. мастерство, богатство звуковых красок; его исполнение органично сочетает глубину мысли, совершенство воплощения и многогранность фантазии. Каждое исп. Р. свидетельствует о тонком проникновении в сущность произв., о цельности, собранности и ясности интерпретации. Он проявляет исключит. мастерство в исп. произв. разных жанров, совершенно различных по характеру, относящихся к разл. стилям, эпохам. Среди многочисл. высоких исполнит. достижений Р. - «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха (неоднократно исполнял его в концертах; имеется грамзапись), сонаты В. А. Моцарта, Й. Гайдна, сонаты раннего, среднего и позднего периодов творчества Л. Бетховена, ряд произв. нем. романтиков - пьесы Ф. Шуберта, Р. Шумана; глубоко проникновенны его трактовки соч. Ф. Шопена, Ф. Листа, И. Брамса, а также концертов П. И. Чайковского, Э. Грига, А. Дворжака, Б. Бартока, произв. М. П. Мусоргского, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича. Репертуар Р. включает также произв. К. Дебюсси, М. Равеля, К. Шимановского, А. Берга, П. Хиндемита и др. Выступал с крупнейшими оркестрами мира под упр. выдающихся дирижёров разл исполнит. стилей (Г. Караян, Ю. Орманди, Ш. Мюнш, Г. Абендрот, Е. А. Мравинский и др.), с квартетами им. Бетховена, Бородина, Комитаса, а также в ансамбле с Д. Ф. Ойстрахом, Д. Б. Шафраном, О. М. Каганом; аккомпанирует Д. Фишеру-Дискау и Н. Л. Дорлиак. Р. - инициатор организации регулярных летних муз. фестивалей во Франции (с 1963). Гос. пр. СССР (1950), Ленинская пр. (1961). |