РОДЕ (правильнее Род, Rode) Жак Пьер Жозеф (16 II 1774, Бордо - 25 XI 1830, Шато-де-Бурбон, близ г. Дамазан) - франц. скрипач, педагог, композитор. Учился игре на скрипке в детстве у Ж. Фовеля Старшего, с 1787 - у Дж. Б. Виотти в Париже. Дебютировал в 1790 (исполнил в театре «Фейдо» концерт No 13 Виотти, который был концертмейстером оркестра театра); позднее Р. стал концертмейстером вторых скрипок этого оркестра, затем солистом оркестра «Гранд-Опера» (до 1799). С 1790-х гг. концертировал в Париже и др. франц. городах (с особым успехом исполнял 5 скр. концертов Виотти). С 1794 гастролировал во Франции и др. странах Зап. Европы. В 1795-1802 был профессором по классу скрипки Парижской консерватории. Р. возглавлял (вместе с П. Байо и Р. Крейцером) т. н. парижскую скр. школу. Среди его учеников - Ф. Бём, Ш. Лафон. В 1800-02 был солистом придв. капеллы Наполеона. В кон. 1802 гастролировал с придв. франц. оперной труппой (возглавлявшейся Ф. А. Буальдьё) в Германии, Польше, в 1803-08 - в России. С 1804 Р. - придв. солист в Петербурге (это звание впервые было учреждено для Р.), концертировал также в Москве, играл в разл. ансамблях, был солистом оперного театра в Петербурге, одноврем. давал уроки, написал неск. скр. концертов, дуэтов, каватину и рондо на рус. темы. Рус. муз. культура оказала влияние на его творчество - в ряде произв. Р. использовал рус. нар. мелодии. В первом выступлении по возвращении в Париж исполнил сочинённый в Петербурге 10-й концерт, который франц. публика встретила равнодушно, назвав «Ледяной Россией»; стиль игры Р. также больше не восхищал парижан, которых увлекала в те годы модная манера исполнения его ученика Лафона. В 1814-19 Р. жил в Берлине, возобновил выступления лишь в 1817, гастролировал в Германии и Австрии. Вернулся в Париж в 1819, однако в течение 9 лет не концертировал; в 1828 Р. дал последний, не имевший успеха концерт и полностью прекратил выступления из-за болезни. Р. был одним из основателей франц. скр. школы 19 в., выдающимся скрипачом своего времени, обладавшим совершенной техникой и отличавшимся тонкостью и выразительностью исполнения (красоту звука, чистоту и изящество его игры отмечал П. Байо). Продолжал гл. обр. традиции Виотти (гл. тему 7-го, наиболее популярного концерта a-moll P. заимствовал из его 22-го концерта), однако отошёл от героич. стиля и развивал сентиментально-романтич. направление в скр. исполнительстве. После 1808 его игра утратила внутр. энергию, технич. точность. Произв. Р. для скрипки, особенно концерты и вариации, пользовались большим успехом у исполнителей («Интродукцию и блестящие вариации» G-dur включали в свой репертуар не только скрипачи, но - как вокализ - и певицы А. Каталани, Г. Зонтаг, П. Виардо) и высоко ценились композиторами его времени. Л. Боккерини написал для Р. неск. концертов и ряд пьес, Л. Бетховен (выступал вместе с Р.) посв. ему «Романс» для скрипки с оркестром ор. 50, использовав интонации 2-й части его 7-го концерта, и написал для него 10-ю скр. сонату (по словам Бетховена, с учётом особенностей исполнит. стиля Р.). Сохранили значение в совр. педагогич. практике концерты Р., а также 24 каприса в форме этюдов в 24 тональностях для скрипки соло. Совм. с Байо и Крейцером он написал скр. школу («Methode de violon», 1802; в рус. пер. - «Скрипичная метода», 1812), к-рая стала классич. уч. пособием для скрипачей 19 в. Соч.: для инструмента с орк. - 13 концертов для скр., вариации для скрипки с орк. или струн. квартетом; камерно-инстр. ансамбли - 24 дуэта для 2 скр., фантазии и вариации для скр. с фп., 13 струн. квартетов, в т. ч. 8 сонат для скр. в сопровождении струн. трио, и др.; 24 каприса в форме этюдов для скр. соло (24 Caprices en forme d'etudes dans les 24 tons de la gamme). |