РОЛЛАН (Rolland) Ромен (29 I 1866, Кламси - 30 XII 1944, Везле) - франц. писатель, музыковед и обществ. деятель. Род. в семье нотариуса. Окончил в 1889 «Эколь нормаль» в Париже, 2 года изучал археологию во франц. школе в Риме. В 1895 защитил в Сорбонне диссертацию «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» («Les origines du theatre lyrique moderne. Histoire de l'opera en Europe avant Lully et Scarlatti», премия Флорентийской академии, 1896). С 1897 профессор (история музыки) «Эколь нормаль», в 1902-12 - Сорбонны, по заданию которой организовал и возглавил муз. секцию Школы высших социальных исследований (выступал с лекциями и докладами по истории музыки). В сотрудничестве с Ж. Комбарьё, П. Обри, А. Гастуэ, А. Пирро, А. Экспером основал журн. «Revue d'histoire et critique musicales», постоянно участвовал в этом издании. В 1901-10 опубликовал ряд исследований и этюдов по истории оперы, монографич. работы (о Л. Бетховене, Г. Ф. Генделе, Ж. Б. Люлли, Р. Штраусе, К. Дебюсси, К. Сен-Сансе и др.), критич. статьи. В них определился науч. метод Р., сложилась манера изложения зрелого и оригинального учёного - вдумчивого исследователя и в то же время эмоционального художника. Во время 1-й мировой войны 1914-18 обосновался в Швейцарии, стремясь быть «в стороне от схватки» (так озаглавлена одна из его книг, изданная в 1917). Р. с интересом следил за успехами социалистич. движения, однако его восприятие идей социализма было романтически расплывчатым. С 1922 жил в г. Вильнёв. В 1935 посетил СССР. В годы 2-й мировой войны 1939-1945 и нем.-фашистской оккупации Франции горячо сочувствовал Движению Сопротивления. В эти годы он закончил многотомное исследование о Л. Бетховене, над которым работал ок. 20 лет. Крупный учёный, тонкий музыкант, Р. был выдающимся муз. писателем. Для него характерно глубокое изучение первоисточников, рассматриваемых им в связи с историей обществ. развития, с духовной культурой общества, умение выпукло очертить облик художника, оживить его для читателей, дать яркое представление о муз. стиле на конкретных образцах. Серьёзные историч. и теоретич. обобщения Р. преподносил читателю в яркой лит. форме, делая их не только доступными, но и увлекательными. Особое внимание уделял он Бетховену (капитальные работы о нём), Генделю, проблемам прогрессивного оперного искусства. Вопросы музыки занимают большое место и в лит. творчестве Р.: «Жан Кристоф» (1904-12; Нобелевская пр., 1915) - роман о выдающемся музыканте (здесь нашли отражение впечатления от личности Бетховена); в повести «Кола Брюньон» (1914, опубл. 1918) Р. опирается на эпистолярный стиль Орландо Лассо (повествование Кола напоминает по языку и манере письма Лассо); в драм. произв. Р. музыке отведена значит. роль. По существу для Р. его собств. художеств. и музыковедч. деятельность сливались воедино (одна влияла на другую). Исследования Р. неоднократно переводились в СССР, пользуются признанием и популярностью. Р. поддерживал связи с сов. издательствами не только как писатель, но и как музыковед, встречался и переписывался с сов. учёными. Воззрения Р., его метод исследования, интересы, симпатии и вкусы близки советский музыковедению. Соч.: Vie de Beethoven, P., 1907 (рус. пер. - Жизнь Бетховена, М., 1937, то же, Собр. соч., т. 2, М., 1954); Musiciens d'autrefois, P., 1908 (рус. пер. - Музыканты прошлых дней. П., 1923, то же, Собр. музыкально-исторических соч., т. 4, М., 1938); Musiciens d'aujourd'hui, P., 1908 (рус. пер. - Музыканты наших дней, Л., 1923, то же, Собр. музыкально-исторических соч., т. 5, М., 1938); Haendel, Р., 1910 (рус. пер. - Г. Гендель, М., 1931, то же, Собр. соч., т. 17, Л., 1935); L'opera au XVIIe siecle en Italie, в кн.: Encyclopedie de la musique et dictionnaire du conservatoire…, fondateur A. Lavignac, partie I, [v. 2], P., 1913; Les origines de l'opera allemand, там же; L'opera anglais au XVIIe siecle, там же, partiel, [v. 3], 1913 (рус. пер. - Опера в XVII в. в Италии, Германии, Англии, М., 1931); L'opera du XVIIe siecle en France, там же, partie I, [v. 3], P., 1913; Voyage musical aux pays du passй, P., 1919 (рус. пер. - Музыкальное путешествие в страну прошлого, Собр. соч., т. 17, Л., 1935); Beethoven. Les grandes йpoques creatrices, [ч. 1] - De l'Heroique а l'Appassionata, P., 1928 (рус. пер. - Бетховен. Великие творческие эпохи. От «Героической» до «Appassionata», Собр. соч., т. 15, Л., 1933, то же, Собр. муз.-историч. соч., т. 7, М., 1938), то же, [ч. 2] - Goethe et Beethoven, P., [1930] (рус. пер. - Гёте и Бетховен, Собр. соч., т. 15, Л., 1933, то же, Избр. произв., М., 1936), то же, ч. [3] - Le chant de la resurrection. La messe sollennelle et dernieres sonates, v. 1-2, P., [1937] (рус. пер. главы Большая соната, op. 106, «CM», 1970, No 1-2), то же, [ч. 4] - La cathedrale interrompue, v. 1-3 [v. l - La neuvieme symphonie; v. 2 - Les derniers quatuors; v. 3 - Finita comoedia], P., 1943-45 (рус. пер. - Незавершенный собор: Девятая симфония. Finita comoedia, Собр. соч., т. 12, М., 1957), то же, [ч. 5]- Les aimees de Beethoven, P., [1949-50], и др. |