РОМАНЕСКА (итал. romanesca) - название разл. распространённых в Зап. Европе 17-18 вв. инстр. танцевальных пьес, вариац. циклов, а также арий и песен с инстр. сопровождением, в основе которых лежит определённая мелодико-гармонич. модель, родственная фолии и старинному пассамеццо (passamezzo antico). Этимология названия и происхождение Р. не вполне ясны. По-видимому, она зародилась в Италии или Испании; соответственно название трактуется как синоним определения «в римском стиле» (alla maniera Romana) или как происходящее от испан. романса. В трактате Ф. Салинаса «De Musica» (1577) приведены многочисл. образцы нар. мелодий Р. - в стиле португ. фолии, родственные итал. гальярде, испан. вильянсико, паване и др., которые нередко обрабатывались проф. композиторами. В разл. Р. мелодии приобретают индивидуальные черты в связи с ритмич. варьированием лежащего в их основе поступенного хода в объёме кварты, введением неаккордовых звуков, украшений и др. При этом, однако, опорные звуки обычно вступают через равные промежутки времени. Одно из первых отступлений от этого - дуэт «Ohimи dov'и il mio ben» Монтеверди в концерте из 7-й книги мадригалов (1619). Более стабильной была басовая фигура (ход на кварту скачком), служащая осн. отличит. признаком Р.; однако с нач. 17 в. и басовые квартовые ходы нередко заполнялись промежуточными звуками. Муз. форма Р. утвердилась ранее, чем ее название; первоначально близкие к Р. пьесы создавались под др. названиями. Самые ранние пьесы, названные «Р.», - танцы для лютни (А. де Бекки, 1568). В нач. 17 в. более распространены Р. для пения с генерал-басом, для кифары (Дж. Фрескобальди, собрания 1615, 1630 и 1634), во 2-й пол. 17 в. - для клавишных инструментов (Б. Стораче, 1664). В 19-20 вв. обработки старинных Р. осуществляли Ж. Д. Алар (для скрипки с фп.), А. К. Глазунов (Р. из балета «Раймонда»). |