РОМБЕРГ (Romberg) - семья нем. музыкантов. Андреас Якоб Р. ( 27 IV 1767, Фехта - 10 XI 1821, Гота) - скрипач и композитор. Сын Герхарда Р. (1745-1819), кларнетиста и дирижёра в Мюнстере. В 1784-96 гастролировал в Германии, Голландии, Италии и Франции вместе с двоюродным братом виолончелистом Бернхардом Р. В 1790-93 оба работали в Боннской придв. капелле. С 1815 как преемник Л. Шпора - придв. капельмейстер в Готе. Автор опер и 4 симфоний, 3 концертов для скрипки с камерным оркестром и ряда вок. произв. с сопровождением (в т. ч. «Песнь о колоколе» на сл. Ф. Шиллера, 1808). Киприан Р. (28 X 1807, Гамбург - 14 X 1865, там же) - виолончелист, сын Андреаса Якоба Р., ученик Бернхарда Р. Значит. часть жизни провёл в России. Играл с Ф. Давидом в квартете мецената К. Липхарта в Тарту (1828-35), служил в придв. капелле и разл. оркестрах Петербурга; в 20-40-е гг. часто выступал в петерб. и моск. концертах; был одним из учредителей Петерб. общества любителей музыки. Автор ряда виолончельных произв., в их числе - Фантазия для виолончели с оркестром и много популярных романсов для голоса с фп. и влч. («Тучи чёрные собираются», «Тёмно-русые кудри милого», «Когда б он был теперь со мною», «Когда б он знал», «Дайте крылья мне перелётные» и др.). РОМБЕРГ (Romberg) Бернхард (11 XI 1767, Динклаге - 13 VIII 1841, Гамбург) - нем. виолончелист и композитор. Сын фаготиста Антона Р. (игравшего также на виолончели) - его первого учителя. В 1774 выступил в концерте вместе с двоюродным братом Андреасом Р., с которым до 1799 гастролировал по странам Европы и в 1790-93 служил (одноврем. с Л. Бетховеном) в Боннской придв. капелле. В Бонне играл в квартете с Ф. Рисом, Андреасом Р. и Л. Бетховеном. В 1801-02 профессор Парижской консерватории; в 1805-06, а затем в 1816-19 солист Берлинской придв. капеллы. Затем жил в Гамбурге, мн. концертировал, в т. ч. в России (впервые в 1807); в последние годы выступал как оперный дирижёр. Конц.-исполнит. деятельность Р., продолжавшаяся более 50 лет и во многом способствовавшая популяризации виолончели как сольного инструмента, ознаменовала новую ступень в развитии техники игры на этом инструменте. Р. владел виртуозной техникой и мощным красивым звуком. Его игра славилась благородством фразировки, была лишена какой-либо сентиментальности. Р. высоко ценили Л. Бетховен, Э. Т. А. Гофман, а в России - В. Ф. Одоевский, М. Ю. Виельгорский (ученик Р.) и др. Р.-композитор, подобно Л. Шпору, проявил себя как представитель раннеромантич. стиля. Автор опер «Die wiedergefundene Statue» (между 1791 и 1793, Бонн), «Ulysses und Circe» (1807, Берлин), «Rittertreue» (1817) и др., 5 симфоний и камерных произв. (в т. ч. 16 струн. квартетов). Педагогич. значение сохранили его виолончельные соч., среди которых 10 концертов, 6 концертино, сонаты, дуэты, фантазии, дивертисменты, вариации и др. Концерты, входящие в совр. уч. программы, отражают виртуозное мастерство Р. и особенно развитую им технику левой руки (техника «ставки»). Значит. интерес представляют вариации на темы песен разных авторов, а также на темы рус. нар. песен (ор. 14, 19, 20, 52). Рус. темы Р. использовал также в «Каприччо на русские песни» (ор. 38) и фантазии «Воспоминание о Санкт-Петербурге» (ор. 77). В 1840 была издана Школа для виолончели Р. («Methode de violoncelle»). |