РОССЕЛЛИНИ (Rossellini) Ренцо (р. 2 II 1908, Рим) - итальянский композитор и муз. критик. Учился у Г. Саллустио и Дж. Сетаччоли (композиция) в консерватории «Санта-Чечилия», у Б. Молинари (оркестровка) в академии «Санта-Чечилия» в Риме. Был директором муз. лицея в Варезе (1934-35), зам. директора и профессором по классу композиции (1940-42) в консерватории им. Россини в Пезаро, одноврем. сотрудничал в муз. журналах. В своём творчестве тяготеет гл. обр. к муз. театру. В операх Р. традиции веризма сочетаются с новыми течениями 20 в. (ощутимо влияние П. Масканьи, Дж. Пуччини, О. Респиги, Ф. Альфано и др.). Р. - автор либретто всех своих опер, в которых он обращается к социально значимым темам современности («Война», «Нищая», «Вихрь»). Гуманистич. трактовка этих тем иногда приобретает религ. окраску. В музыке для драм. театра и кино он близок к неореалистич. направлению в совр. итал. искусстве; сотрудничал в кино со своим братом - кинорежиссёром Роберто Р. (написал музыку к фильму «Рим - открытый город» и др.). Соч. Р. отличаются лиричностью, простотой и выразительностью муз. языка, в некоторых из них композитор обращается к использованию фольклорных элементов. Соч.: оперы - Война (La Guerra, 1-актная, 1956, Неаполь), Вихрь (Il Vortice, 1958, Неаполь), Нищая (La Piovra, 1958, Неаполь), Коломба (1959), Вид с моста (Uno sguardo dal ponte, 1961, Рим), Донья Росита, девица, или Язык цветов (Donna Rosita nubile…, по пьесе Гарсиа Лорки, 1963, Милан), Легенда о возвращении (La leggenda del ritorno, пo «Братьям Карамазовым» Достоевского, 1966, Милан), Благовещенье (L'annonce faite а Marie, по Клоделю, 1970, Париж); балеты - Танец Дассины (La danza di Dassine, 1934, Сан-Ремо, 2-я ред. 1950, Рим), Зимняя сказка (Racconto d'inverno, 1947, Рим), Песни Неаполитанского залива (Canti del golfo di Napoli, 1954, Рим), Языческие поэмы (Poeraetti pagani, 1960, Рим, также для фп., 1933); для солистов, хора и орк. - оратория Святая Катерина Сиенская (Santa Caterina da Siena, 1947), кантата Рим христианский (Roma cristiana, 1940), Песни о северной земле (Canti della terra del Nord. 1943); для орк. - Сюита в 3 темпах (Suite in tre tempi, 1931), Прелюдия к «Аминте» Тассо (Preludio all «Aminta» del Tasso, 1933), Эстампы старого Рима (Stampe della vecchia Roma, 1937), Земля Ломбардии (Terra di Lombardia, 1938), Песни высокого Рима (Canzoni della Roma alta, 1958), Песнь возвращения (Canzone del ritorno, 1954), Маленькое Евангелие (Vangelo minimo, 1954); камерно-инстр. ансамбли; пьесы для фп.; музыка для драм. театра (в т. ч. к «Вишнёвому саду» Чехова) и кино (более 150 фильмов). Лит. соч.: Del mio teatre musicale, «Musica d'oggi», 1961, v. 4, No 2; Il Teatro di Respighi, там же, 1961, v. 4; Polemiea musicale, pref. di M.Missiroli, Mil., 1962; Pagine di un musicista, Bologna, 1964; Addio del passato, Mil., 1969. |