РОССИ (Rossi) Луиджи (ок. 1598, Торремаджоре, Фоджа - 19 II 1653, Рим) - итальянский композитор, певец и органист. Муз. образование получил в Неаполе (занимался у Ж. де Мака). В 1620-40 (с перерывами) служил у князя М. А. Боргезе в Риме. С 1633 был также органистом церкви Сан-Луиджи деи Франчези. В доме Р. устраивались муз. вечера, собирались выдающиеся римские певцы, бывал худ., поэт, музыкант С. Роза. С 1641 Р. находился на службе у кардинала А. Барберини как «virtuoso da camera», общался с Л. Виттори, Ф. Витали и М. Мараццоли. В 1642 в Палаццо Барберини была исп. первая опера Р. «Очарованный замок» («Il palazzo incantato», также под назв.- «Il palazzo d'Atlante»). В 1646 служил певцом у кардинала Мазарини в Париже, где в 1647 была пост. опера Р. «Орфей и Эвридика» (первая итал. опера, исполненная во Франции). В нач. 50-х гг. возвратился в Италию. Помимо опер, Р. написал ораторию «Иосиф, сын Иакова», св. 200 камерных кантат, неск. духовных произв., арии, канцоны и др. Его оперный стиль отличается мелодизмом, тонкостью письма и завершённостью муз. форм. РОССИ (Rossi) Саломоне (ок. 1570, Мантуя - ок. 1630, там же) - итальянский композитор. По национальности еврей (прозвище - Эбрео, Ebreу, так и он сам называл себя в рукописях). Сын философа Азария деи Р. (ум. 1578). Подробные биографич. данные отсутствуют. В 1589-1608 работал при дворе в Мантуе. Здесь сотрудничал с К. Монтеверди (совм. создали музыку к священному представлению «Маддалена», изд. 1617). В творчестве Р. нашли отражение традиции вок. полифонии (мадригалы, канцонетты) и новые тенденции 17 в. (работа над инстр. формами). В 1589 вышла книга его 3-гол. канцонетт, в 1600-22 - пять книг 5-гол. мадригалов, в 1614 - книга 4-гол. мадригалов, в 1628 - собрание 2- и 3-гол. «мадригалетти» с basso continuo. Одноврем. Р. опубл. 2 книги «симфоний» и гальярд (1607-08) и 2 книги «Разных сонат, симфоний, гальярд, бранлей и коррент для игры на двух виолах да браччо и китарроне» (1623). Эти ранние образцы камерной инстр. музыки по существу близки вок. стилю; называются они «сонатами» или «симфониями» еще в старом смысле этих терминов (как инстр., а не вок. произв.), будучи скорее частями сюит. Р. пытался ввести стиль a cappella в синагогальное пение (евр. песнопения на 4-8 голосов). Написал также музыку интермедий к драме «Идропика» (пост. 1608, при мантуанском дворе), большие духовные соч. для синагоги, составил сб. «Еврейские псалмы и песни» («Salmi e cantici ebraici», 1622). |