РОССИНИ (Rossini) Джоаккино Антонио (29 II 1792, Пезаро - 13 XI 1868, Пасси, близ Парижа) - итальянский композитор. Его отец, человек передовых, республиканских убеждений, был музыкантом гор. дух. оркестра, мать - певицей. Обучался игре на спинете первоначально у Дж. Принетти, позже (в Луге) у Дж. Малерби. Обладая превосходным голосом и выдающимися муз. способностями, Р. с детства пел в церк. хорах. Ок. 1804 семья Р. обосновалась в Болонье. Р. занимался у А. Тезеи (пение, игра на чембало, муз. теория), позднее у М. Бабини (пение); овладел также искусством игры на альте и скрипке. С успехом пел в театрах и церквах Болоньи, был дирижёром хора и концертмейстером (аккомпанировал на чембало) в оперных театрах, исп. партию альта в организованном им любительском струн. квартете. С 1806 (в 14 лет) чл. Болонской филармонич. академии. В 1806-10 занимался в Болонском муз. лицее у В. Каведаньи (виолончель), С. Маттеи (контрапункт), а также в классе фп. Одноврем. написал ряд соч.: 2 симфонии, 5 струн. квартетов, кантату «Жалоба Гармонии на смерть Орфея» (исп. в 1808 под упр. автора) и др. В 1806 сочинил первую оперу «Деметрио и Полибио» (пост. 1812, Рим) в традиц. жанре оперы-сериа. В 1810 был исполнен его фарс «Вексель на брак». Уже здесь проявились яркое и самобытное муз.-театр. дарование Р., его мелодич. щедрость. Овладевая мастерством, Р. писал по неск. опер в год (в 1812 - 5 опер, неравноценных, но свидетельствующих о формировании творч. индивидуальности автора). В комич. операх композитор находил оригинальные решения. Так, в фарсе «Счастливый обман» он создал тип оперной увертюры, ставший характерным для большинства его опер, написанных для Италии: контрастное сопоставление певучего, медленного вступления и темпераментного, жизнерадостного, стремительного allegro, построенного обычно на весёлой, задорной и лирической, лукавой темах. Тематич. связь между оперой и увертюрой отсутствует, однако колорит последней отвечает общему эмоционально-психологич. тонусу оперы (образец такой увертюры - в фарсе «Шёлковая лестница», 1812). Следующую его оперу-буффа «Пробный камень» (1812, по заказу театра «Ла Скала») отличали не только остроумие и жизнерадостность музыки, но и выразительность, сатирич. меткость обрисовки персонажей. В опере-сериа «Танкред» и опере-буффа «Итальянка в Алжире» (обе 1813) получили отражение патриотич. идеи, воодушевлявшие итал. народ в обстановке крепнущего нац.-освободит. движения карбонариев. В этих операх проявились реформаторские тенденции, хотя композитор ещё не ломает рамки традиц. жанров. В «Танкреде» (по одноим. историч. трагедии Вольтера) Р. ввёл хоры героич. маршевого характера, проникнутые интонациями боевых массовых песен, развил драм. речитативные сцены, создал героич. арии нар.-песенного склада (однако по традиции роль мужественного Танкреда предназначалась для певицы-травести). Изобилующую острокомедийными сценами оперу-буффа «Итальянка в Алжире» Р. обогатил патетич. и героич. эпизодами (ария героини, сопровождаемая хором, воинственно-маршевый хор итальянцев, в котором звучат интонации «Марсельезы», и др.). Одноврем. Р. продолжал писать традиц. оперы-буффа (напр., «Турок в Италии», 1814) и оперы-сериа («Аврелиан в Пальмире», 1813; «Сигизмондо», 1814; «Елизавета, королева Англии», 1815, и др.), но и в них он вводил новшества. Так, впервые в истории итал. оперного искусства Р. выписал в партитуре «Елизаветы» все виртуозные вок. украшения и пассажи, которые ранее импровизировались певцами; он ввёл в сопровождение речитативов струн. инструменты оркестра, упразднив тем самым речитатив secco (т. е. на фоне выдержанных аккордов чембало). В 1815 Р., увлечённый нац.-освободит. идеями, написал по просьбе патриотов Болоньи «Гимн независимости» (впервые исп. под его управлением). После участия Р. в патриотич. демонстрации австр. полиция установила за ним негласный надзор, длившийся мн. годы. В 1816 за 19-20 дней Р. создал своё лучшее соч., шедевр итал. оперы-буффа - «Севильский цирюльник» (по комедии Бомарше; во избежание параллелизма с оперой Дж. Паизиелло на тот же сюжет опера Р. шла под назв. «Альмавива, или Тщетная предосторожность»). Из-за нехватки времени Р. использовал увертюру к своей опере «Аврелиан в Пальмире». В «Севильском цирюльнике» он опирался на муз.-драматургич. открытия В. А. Моцарта и лучшие итал. буффонные традиции. В этом соч. соединилось всё новаторское и яркое, найденное Р. в его прежних комич. операх. Персонажи получили сочные, многогранные характеристики, музыка чутко следует за неожиданными поворотами действия. Поразительны богатство и гибкость вок. мелодики, то лирически кантиленной, то обобщающей интонации темпераментной итал. речи. Многочисленны и разнообразны ансамбли - средоточие муз.-драм. действия. Ещё в предыдущих соч. Р. обновил и обогатил искусство оркестровки. Партитура «Севильского цирюльника» - свидетельство высоких достижений Р. в области оркестра: искрящегося и певучего, темброво насыщенного и контрастного, громогласного и прозрачного. Р. довёл до совершенства встречавшийся у него и ранее приём огромного эмоц.-динамич. нарастания, достигаемого постепенным усилением силы звучности, подключением новых певч. голосов и инструментов (в частности ударных), общим ускорением темпа, ритмич. нагнетанием. Подобное crescendo Р. вводил в конце некоторых арий, ансамблей и обязательно в заключения оперных финалов. «Севильский цирюльник» - подлинно реалистич. муз. комедия с элементами сатиры. Герои её наделены типическими, выхваченными из жизни характерами. Ситуации, при всей нагромождённости комедийных положений и яркой театральности, естественны и правдивы. На премьере из-за козней интриганов и завистников опера провалилась, но уже следующий спектакль оказался триумфальным. Дж. Россини. «Севильский цирюльник». Каватина Фигаро. Страница партитуры. Автограф. Новые решения Р. искал и в опере-сериа. Обращение к драматургии У. Шекспира в опере «Отелло» (1816) означало разрыв с легендарно-историч. темами, типичными для оперы-сериа. В ряде сцен этой оперы Р. достигает драматически выразительной обрисовки ситуаций. Новым для итал. оперы было то, что в сопровождении речитативов участвует весь оркестр (речитатив obligato). Однако в «Отелло» ещё не полностью преодолены условности, имеются просчёты в либретто, отсутствует муз. обрисовка характеров. Исчерпав в «Севильском цирюльнике» возможности оперы-буффа, Р. стремился к драматургич. и образному обновлению жанра. Он создал бытовую муз. комедию, выдержанную в лирич. тонах, - «Золушка» (по сказке Ш. Перро, 1817), полусерьёзную оперу «Сорока-воровка» (1817), в которой жанровые сцены, полные лирики и мягкого юмора, сопоставляются с патетич. и трагич. эпизодами. Принципиально новым является тематич. связь увертюры с оперой. Усилена роль оркестра, богаче, разнообразнее стали ритм и гармония. Важнейшей вехой на пути перестройки итал. оперы-сериа в нар.-героическую явилась опера «Моисей в Египте» (1818), написанная в жанре «трагико-священного действия». Библейская легенда, послужившая основой либретто, трактована композитором как намёк на совр. положение итал. народа, страдавшего под гнётом чужеземных захватчиков. Опера выдержана в характере величавой ораториальности (преобладают широко развёрнутые ансамблево-хор. сцены). Музыка проникнута героич. и гимнич. интонациями и ритмами, суровой маршевостью. Вместе с тем ей присуща и чисто россиниевская нежность, лиризм. С большим успехом она шла в Италии и за её пределами. К числу удач композитора принадлежит опера «Дева озера» (по поэме Вальтера Скотта, 1819), отмеченная патетикой, сдержанной благородной героикой; Р. впервые запечатлел в своей музыке ощущение природы, рыцарский колорит средневековья. Массовые хор. сцены стали ещё крупнее и значительнее (в финале 1-го д. чередуются и объединяются секстет солистов и 3 разнохарактерных хора). Постоянная необходимость писать по неск. оперных партитур в год зачастую неблагоприятно сказывалась на результатах работы. Неудачной оказалась традиционно решённая опера-сериа на историч. сюжет «Бьянка и Фальеро» (1819). В то же время значит. достижением явилась предназначенная для театра «Сан-Карло» в Неаполе опера «Магомет II» (по трагедии Вольтера, 1820), в которой сказалось тяготение композитора к героико-патриотич. тематике, развёрнутым сценам, сквозному муз. развитию, драм. характерности. Новые творческие принципы композитор утверждал и в опере-сериа «Зельмира» (1822). В 1820, в период революц. восстания в Неаполе, руководимого офицерами- карбонариями, Р. вступил в ряды нац. гвардии. В 1822 Р. вместе с итал. труппой, с большим успехом исполнявшей его оперы, находился в Вене. Глубокое впечатление произвела на него опера «Вольный стрелок» Вебера, исполненная под упр. автора. В Вене Р. посетил Л. Бетховена, творениями которого восторгался. В кон. 1822 он завершил в Венеции партитуру «трагич. мелодрамы» «Семирамида» (по трагедии Вольтера, пост. 1823). Это последняя из написанных им для Италии опер. Её отличают целостность муз. развития, активная разработка ярких рельефных тем, имеющих значение сквозных образов, красочная гармония, симф. и тембровое обогащение оркестра, органич. вплетение многочисл. хоров в драм. действие, пластичные, выразительные декламац. речитативы и мелодии вок. партий. С помощью этих средств композитор воплотил остродрам. и конфликтные ситуации, психологически напряжённые эпизоды муз. трагедии. Однако здесь сохранились некоторые традиции старой оперы-сериа: сольные вок. партии чрезмерно виртуозны, партия молодого полководца Арзаче поручена контральто. Не была ещё также разрешена проблема муз. характера в опере-сериа. Для творчества Р. типично взаимопроникновение жанров (он не рассматривал оперу-сериа и оперу-буффа как нечто изолированное, взаимоисключающее). В комич. операх встречаются драм. и даже трагич. ситуации, в опере-сериа - жанрово-бытовые эпизоды; усиливается лирико-психологич. начало, обостряется драматизм, возникают черты героич. ораториальности. Р. стремился к оперной реформе, аналогичной той, к-рую осуществил в Вене Моцарт. Однако известная консервативность художеств. вкусов итал. публики тормозила его творч. эволюцию. В 1823 Р. с группой итал. певцов был приглашён в Лондон для исп. своих опер. Он дирижировал спектаклями, выступал как певец и композитор в концертах. С 1824 был руководителем «Театр Итальен», с 1826 корол. композитором и генеральным инспектором пения в Париже. Город революц. традиций, интеллектуальный и художеств. центр Европы, средоточие передовых деятелей искусства и культуры - Париж 20-х гг. стал благоприятнейшей почвой для полной реализации новаторских устремлений Р. Парижский дебют Р. (1825) оказался малоудачным (опера-кантата «Путешествие в Реймс, или Гостиница Золотой лилии», написанная по заказу к коронации Карла X в Реймсе). Изучив франц. оперное искусство, особенности его муз. драматургии и стиля, франц. язык и его просодию, Р. переработал для парижской сцены одну из своих героико-трагич. опер итал. периода «Магомет II» (написана на новое либр., приобретшее злободневную патриотич. направленность, Р. углубил выразительность вок. партий). Премьера оперы под назв. «Осада Коринфа» (1826, «Корол. академия музыки и танца») вызвала одобрение аудитории и парижской прессы. В 1827 Р. создал франц. ред. оперы «Моисей в Египте», встреченную также с восторгом. В 1828 появилась опера «Граф Ори» (либр. Э. Скриба и III. Делестр-Пуарсона; использованы лучшие страницы музыки «Путешествия в Реймс»), в которой Р. показал себя мастером в новом для него жанре франц. комич. оперы. Р. многое воспринял от оперной культуры Франции, но в то же время оказал воздействие на неё. Во Франции у Р. были не только приверженцы и поклонники, но и противники («антироссинисты»), однако и они признавали высокое мастерство итал. композитора. Музыка Р. оказала влияние на творчество А. Буальдьё, Ф. Герольда, Д. Ф. Обера, а также в определ. мере на Дж. Мейербера. В 1829, в обстановке обществ. подъёма кануна Июльской революции 1830, была сочинена опера «Вильгельм Телль» (либр. по старинной швейц. легенде, послужившей также основой трагедии Ф. Шиллера), ставшая выдающимся итогом всех предшествующих исканий композитора в нар.-героич. жанре. По-новому трактована увертюра - свободная программная симф. поэма, в которой чередуются лирико-эпич., пасторально-живописные, жанрово-действенные эпизоды. Опера насыщена хорами, рисующими народ, который живёт, радуется, мечтает, скорбит, сопротивляется, борется и побеждает. По словам А. Н. Серова, Р. показал «кипучесть народных масс» (монументальная хор. сцена финала 2-го д.; участвуют солисты и 3 хора). В «Вильгельме Телле» была решена проблема создания индивидуально очерченных муз. характеристик действующих лиц в героич. опере. Каждый персонаж наделён определ. строем ритмоинтонаций; наиболее рельефно очерчен Телль. Р. добился сохранения индивидуального облика каждого из участников в многочисл. ансамблях, перерастающих в большие сцены, полные непрерывного муз. развития и драм. контрастов. Отличит. черты «Вильгельма Телля» - монолитность актов, развитие муз.-сценич. действия крупным штрихом. Велика роль драм.-выразительных речитативов, скрепляющих отд. сцены в нерасчленимое целое. Замечат. особенность темброво-красочной партитуры - тонкая передача местного колорита. Опере свойственны новый тип муз. драматургии, новое толкование героики. Р. создал реалистич. нар.-героич. и патриотич. оперу, в которой великие деяния совершаются простыми людьми, наделёнными живыми характерами, а их муз. язык основывается на широко распространённых песенных и речевых интонациях. Вскоре за «Вильгельмом Теллем» укрепилась слава революц. оперы. В монархич. странах она запрещалась цензурой. Для пост. приходилось менять название, текст (в России опера долгое время шла под назв. «Карл Смелый»). Сдержанный приём, оказанный «Вильгельму Теллю» бурж.-аристократич. публикой Парижа, а также новые веяния в оперном искусстве (утверждение романтич. направления, чуждого мироощущению Р., приверженца эстетики венских классиков), переутомление, вызванное напряжённейшим творчеством, - всё это побудило композитора отказаться от дальнейшего сочинения опер. В последующие годы он создал множество вок. и фп. миниатюр: сборники «Музыкальные вечера» (1835), «Грехи старости» (не изд.); ряд гимнов и 2 крупных вок.-симф. произв. - Stabat mater (1842) и «Маленькая торжественная месса» (1863). Несмотря на ортодоксально-католич. тексты, экспрессивная и эмоциональная, воплощающая широкий мир общечеловеческих переживаний музыка этих соч. воспринимается как подлинно светская. В 1836-65 Р. жил в Италии (Болонья, Флоренция), занимался педагогич. работой, руководил Болонским муз. лицеем. Последние 13 лет жизни провёл в Париже, где его дом стал одним из популярных муз. салонов. Творчество Р. оказало определяющее воздействие на последующее развитие итал. оперы (В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди) и большое влияние на эволюцию европейского оперного искусства 19 в. «Положительно всё великое движение музыкальной драмы нашего времени, со всеми её открывающимися перед нами широкими горизонтами, тесно связано с победами автора «Вильгельма Телля»« (А.Н.Серов). Неистощимое мелодич. богатство, лёгкость, искристость, лирико-драм. экспрессивность музыки, яркая сценичность обусловили популярность опер Р. во всём мире. Основные даты жизни и деятельности 1792. - 29 II. В Пезаро в семье музыканта гор. оркестра (валторниста и трубача), инспектора скотобоен Джузеппе Р. (уроженца г. Луго) и его жены Анны - певицы, дочери пезарского пекаря (урожд. Гидарини) род. сын Джоаккино. 1800. - Переезд с родителями в Болонью.- Первые уроки игры на спинете у Дж. Принетти. Обучение игре на скрипке. 1801. - Работа в театр. оркестре, где отец был валторнистом (исполняет партию скрипки). 1802. - Переезд с родителями в г. Луго.- Продолжение муз. занятий у каноника Дж. Малерби, приобщившего Р. к произв. Й. Гайдна, В. А. Моцарта. 1804-05. - Возвращение в Болонью. Уроки у падре А. Тезеи (пение, игра на чембало, первонач. муз.-теоретич. сведения).- Первые муз. соч. Р.- Выступления в качестве певчего в церквах.- Приглашение в театры Болоньи и близлежащих городов для дирижирования хором, сопровождения речитативов на чембало, исп. сольных вок. партий.- Занятия у тенора M Бабини - Создание R. любительского струн. квартета (исполняет партию альта). 1806. - IV. Принятие R. в. чл. Болонской филармонич. Академии. - Лето. Поступление в Болонский муз. лицей (класс виолончели В. Каведаньи и класс фп.). 1807. - Занятия в классе контрапункта у падре С. Маттеи.- Самостоят. изучение партитур Д. Чимарозы, Гайдна, Моцарта. 1808. - 11 VIII. Исп. под упр. R. его кантаты «Жалоба Гармонии на смерть Орфея» в концерте Болонского муз. лицея.- Исп. в концерте одной из академий Болоньи симфонии D-dur P. 1810. - Середина года. Прекращение занятий в Болонском муз. лицее.- 3 XI. Премьера оперы-фарса «Вексель на брак» (увертюра впоследствии использована R. в опере «Аделаида Бургундская»).- Выступление в качестве дирижера в концерте Академии Конкорди в Болонье (исполнялась оратория «Сотворение мира» Гайдна). 1812. - 8 I. Пост. оперы-фарса «Счастливый обман» (увертюра использована в опере «Кир в Вавилоне»).- 26 IX. Пост. оперы-буффа «Пробный камень» (увертюра использована в «Танкреде») и др. опер. 1813. - Пост. ряда опер, в т. ч. оперы-сериа «Аврелиан в Пальмире». 1815. - Апрель. Исп. под упр. R. его «Гимна независимости» в театре «Кантавали» (Болонья).- Осень. Приглашение R. импрессарио Д. Барбаей на должность постоянного композитора театра «Сан-Карло» в Неаполе.- Знакомство с певицей Изабеллой Кольбран.- Преподнесение R. вдове фельдмаршала M. И. Кутузова - E. И. Кутузовой кантаты «Аврора», в которой использована мелодия рус. плясовой песни «Ах, зачем бы огород городить» (впоследствии введена в финал 2-го д. «Севильского цирюльника»). 1816. - Первые пост. опер R. за пределами Италии. 1818. - Чествование R. в Пезаро в связи с открытием нового оперного театра и пост. «Сороки-воровки». 1820. - Революц. восстание в Неаполе, руководимое офицерами-карбонариями. Принятие Конституции, временный приход к власти бурж.-либерального правительства - Вступление R. в ряды нац. гвардии. 1821. - Пост. в Риме оперы «Матильда ди Шабран», первыми тремя представлениями которой дирижировал H. Паганини.- Март. Разгром австр. армией революц. восстания в Неаполе, восстановление абсолютизма.- Апрель. Исп. в Неаполе под упр. R. оратории Гайдна «Сотворение мира». 1822. - Пост. в театре «Сан-Карло» (Неаполь) оперы-сериа «Зельмира» (последняя опера, написанная для этого театра).- Женитьба на И. Кольбран.- 23 III. Приезд R. с женой в Вену.- 27 III. Присутствие на венской премьере оперы «Вольный стрелок» Вебера.- Посещение концерта, где исп. 3-я («Героическая») симфония Бетховена.- Встреча и беседа R. с Л. Бетховеном.- Конец июля. Возвращение в Болонью. Создание сб. вок. упражнений.- Декабрь. Поездка по приглашению К. Меттерниха в Верону с целью сочинения и исп. 4 кантат во время празднеств, сопровождавших конгресс членов Священного союза. 1823. - 3 II. Пост. «Семирамиды» - последней оперы R., созданной в Италии.- Осень. Поездка с женой в Париж, затем по приглашению импрессарио театра «Ковент-Гарден» - в Лондон. 1824. - 26 VII. Отъезд из Лондона.- Август. Занятие поста муз. директора «Театр Итальен» в Париже. 1825. - 19 VI. Пост. оперы-кантаты «Путешествие в Реймс», сочиненной по заказу к коронации Карла X в Реймсе. 1826. - Назначение R. на пост корол. композитора и генерального инспектора пения - 11 VI. Пост. в Лисабоне фарса «Адина, или Калиф Багдадский». 1827. - Получение почетной должности в корол. свите, утверждение членом Совета по управлению корол. муз. школами и членом комитета театра «Корол. академия музыки и танца». 1829. - 3 VIII. Пост. «Вильгельма Телля».- Награждение R. орденом Почетного легиона.- Отъезд с женой в Болонью. 1830. - Сентябрь. Возвращение в Париж. 1831. - Посещение Испании. Получение заказа от архидьякона Севильи дона M. P. Варела на написание Stabat mater - Возвращение в Париж. - Тяжелое нервное заболевание. 1832. - Знакомство с Олимпией Пелисье (впоследствии вторая жена R.). 1836. - Получение от франц. правительства пожизненной пенсии.- Возвращение в Болонью. 1837. - Разрыв с И. Кольбран-Россини. 1839. - Ухудшение здоровья.- Получение звания почетного президента комиссии по реформе Болонского муз. лицея (становится его постоянным консультантом). 1842. - Исп. Stabat mater в Париже (7 I) и в Болонье (13 III, под упр. Г. Доницетти). 1845. - 7 X. Смерть И. Кольбран.- Назначение R. на пост. директора Болонского муз. лицея. 1846. - 21 VIII. Женитьба на О. Пелисье. 1848. - Переезд с женой во Флоренцию. 1855. - Отъезд с женой из Италии. Жизнь в Париже. 1864. - 14 III. Исп. «Маленькой торжественной мессы» во дворце графа Пийе-Виль. 1867. - Осень. Ухудшение состояния здоровья. 1868. - 13 XI. Смерть R. в Пасси, близ Парижа.- 15 XI. Погребение на кладбище Пер-Лашез. 1887. - 2 V. Перенесение праха R. во Флоренцию, в церковь Санта-Кроче. Соч.: оперы - Деметрио и Полибио (1806, пост. 1812, театр «Балле», Рим), Вексель на брак (La cambiale di matrimonio, 1810, театр «Сан-Моизе», Венеция), Странный случай (L'equivoco stravagante, 1811, «Театро дель Корсо», Болонья), Счастливый обман (L'inganno felice, 1812, театр «Сан-Моизе», Венеция), Кир в Вавилоне (Ciro in Babilonia,1812, театр «Муниципале», Феррара), Шёлковая лестница (La scala di seta, 1812, театр «Сан-Моизе», Венеция), Пробный камень (La pietra del parugone, 1812, театр «Ла Скала», Милан), Случай делает вором, или Перепутанные чемоданы (L'occasione fa il ladro, ossia Il cambio delia valigia, 1812, театр «Сан-Моизе», Венеция), Синьор Брускино, или Случайный сын (Il signor Bruschino, ossia Ilfiglio per azzardo, 1813, там же), Танкред (1813, театр «Фениче», Венеция), Итальянка в Алжире (L'italiana in Algeri, 1813, театр «Сан-Бенедетто», Венеция), Аврелиан в Пальмире (Aureliano in Palmira, 1813, театр «Ла Скала», Милан), Турок в Италии (Il turco in Italia, 1814, там же), Сигизмондо (1814, театр «Фениче», Венеция), Елизавета, королева Англии (Elisabetta, regina d'Inghilterra, 1815, театр «Сан-Карло», Неаполь), Торвальдо и Дорлиска (1815, театр «Балле», Рим), Альмавива, или Тщетная предосторожность (Almaviva, ossia L'inutile precauzione; известна под назв. Севильский цирюльник - Il barbiere di Siviglia, 1816, театр «Арджентина», Рим), Газета, или Брак по конкурсу (La gazzetta, ossia Il matrimonio per concorso, 1816, театр «Фьорентини», Неаполь), Отелло, или Венецианский мавр (Otello, ossia Il тоrо di Venezia, 1816, театр «Дель Фондо», Неаполь), Золушка, или Торжество добродетели (Cenerentola, ossia La bontа in trionfo, 1817, театр «Балле», Рим), Сорока-воровка (La gazza ladra, 1817, театр «Ла Скала», Милан), Армида (1817, театр «Сан-Карло», Неаполь), Аделаида Бургундская (Adelaide di Borgogna, 1817, театр «Арджентина», Рим), Моисей в Египте (Mose in Egitto, 1818, театр «Сан-Карло», Неаполь; франц. ред. - под назв. Моисей и фараон, или Переход через Красное море - Moise et pharaon, ou Le passage de la mer Rouge, 1827, «Корол. академия музыки и танца», Париж), Адина, или Калиф Багдадский (Adina о Il califfo di Bagdado, 1818, пост. 1826, театр «Сан-Карло», Лисабон), Риччардо и Зораида (1818, театр «Сан-Карло», Неаполь), Эрмиона (1819, там же), Эдуарде и Кристина (1819, театр «Сан-Бенедетто», Венеция), Дева озера (La donna del lago, 1819, театр «Сан-Карло», Неаполь), Бьянка и Фальеро, или Совет трёх (Bianca е Faliero, ossia II consiglio dei tre, 1819, театр «Ла Скала», Милан), «Магомет II» (1820, театр «Сан-Карло», Неаполь; франц. ред. - под назв. Осада Коринфа - Le siege de Corinthe, 1826, «Корол. академия музыки и танца», Париж), Матильда ди Шабран, или Красота и железное сердце (Matilde di Shabran, ossia Bellezza e cuor di ferro, 1821, театр «Аполло», Рим), Зельмира (1822, театр «Сан-Карло», Неаполь), Семирамида (1823, театр «Фениче», Венеция), Путешествие в Реймс, или Гостиница Золотой лилии (Il viaggio a Reims, ossia L'albergo del giglio d'oro, 1825, «Театр Итальен», Париж), Граф Ори (Le comte Ory, 1828, «Корол. академия музыки и танца», Париж), Вильгельм Телль (1829, там же); пастиччо (из отрывков опер Р.) - Айвенго (Ivanhoe, 1826, театр «Одеон», Париж), Завещание (Le testament, 1827, там же), Чиндерелла (1830, театр «Ковент-Гарден», Лондон), Роберт Брюс (1846, «Корол. академия музыки и танца», Париж), Едем в Париж (Andremo a Parigi, 1848, «Театр Итальен», Париж), Забавное происшествие (Un curioso accidente, 1859, там же); для солистов, хора и орк. - Гимн независимости (Inno dell`Indipendenza, 1815, театр «Контавалли», Болонья), кантаты - Аврора (1815, изд. 1955, Москва), Свадьба Фетиды и Пелея (Le nozze di Teti e di Peleo, 1816, театр «Дель Фондо», Неаполь), Искренняя дань уважения (Il vero omaggio, 1822, Верона), Счастливое предзнаменование (L'augurio felice, 1822, там же), Бард (Il bardo,1822), Священный союз (La Santa alleanza, 1822), Жалоба муз на смерть лорда Байрона (Il pianto delie Muse in morte di Lord Byron, 1824, зал Альмак, Лондон), Хор Муниципальной гвардии Болоньи (Coro dedicato alla guardia civica di Bologna, инструментован Д. Ливерани, 1848, Болонья), Гимн Наполеону III и его доблестному народу (Hymne б Napoleon et а son vaillant peuple, 1867, Дворец Индустрии, Париж), Национальный гимн (The national hymn, англ. нац. гимн, 1867, Бирмингем); для орк. - симфонии (D-dur, 1808; Es-dur, 1809, использована как увертюра к фарсу Вексель на брак), Серенада (1829), Военный марш (Marcia militare, 1853); для инструментов с орк. - Вариации для облигатных инструментов F-dur (Variazioni a piu strumenti obligati, для кларнета, 2 скрипок, виолы, виолончели, 1809), Вариации C-dur (для кларнета, 1810); для дух. орк. - фанфара для 4 труб (1827), 3 марша (1837, Фонтенбло), Корона Италии (La corona d'Italia, фанфара для воен. орк., приношение Виктору Эммануилу II, 1868); камерно-инстр. ансамбли - дуэты для валторн (1805), 12 вальсов для 2 флейт (1827), 6 сонат для 2 скр., влч. и контрабаса (1804), 5 струн. квартетов (1806-08), 6 квартетов для флейты, кларнета, валторны и фагота (1808-09), Тема с вариациями для флейты, трубы, валторны и фагота (1812); для фп. - Вальс (1823), Веронский конгресс (Il congresso di Verona, в 4 руки, 1823), Дворец Нептуна (La reggia di Nettuno, в 4 руки, 1823), Душа чистилища (L'вme du Purgatoire, 1832); для солистов и хора - кантата Жалоба Гармонии на смерть Орфея (Il pianto d'Armonia sulla morte di Orfeo, для тенора, 1808), Смерть Дидоны (La morte di Didone, сценич. монолог, 1811, исп. 1818, театр «Сан-Бенедетто», Венеция), кантата (для 3 солистов, 1819, театр «Сан-Карло», Неаполь), Партенопа и Игея (для 3 солистов, 1819, там же), Благодарность (La riconoscenza, для 4 солистов, 1821, там же); для голоса с орк. - кантата Пастушеское приношение (Omaggio pastorale, для 3 голосов, к торжеств. открытию бюста Антонио Кановы, 1823, Тревизо), Песнь Титанов (Le chant des Titans, для 4 басов в унисон, 1859, исп. 1861, Париж); для голоса с фп. - кантаты Элье и Ирена (для 2 голосов, 1814) и Жанна д'Арк (1832), Музыкальные вечера (Soirees musicales, 8 ариетт и 4 дуэта, 1835); 3 вок. квартета (1826-27); Упражнения для сопрано (Gorgheggi e solfeggi per soprano. Vocalizzi e solfeggi per rendere la voce agile ed apprendere a cantare secondo il gusto moderno, 1827); 14 альбомов вок. и инстр. пьес и ансамблей, объединённых под назв. Грехи старости (Peches de vieillesse: Альбом итальянских песен - Album per canto italiano, Французский альбом - Album francais, Сдержанные пьесы - Morceaux reserves, Четыре закуски и четыре десерта - Quatre hors d'oeuvres et quatre mendiants, для фп., Альбом для фп., скр., влч., гармониума и валторны; мн. др., 1855-68, Париж, не изд.); духовная музыка - Graduate (для 3 муж. голосов, 1808), месса (для муж. голосов, 1808, исп. в Равенне), Laudamus (ок. 1808), Qui tollis (ок. 1808), Торжественная месса (Messa solenne, совм. с П. Раймонди, 1819, исп. 1820, церковь Сан-Фернандо, Неаполь), Cantemus Domino (для 8 голосов с фп. или органом, 1832, исп. 1873), Ave Maria (для 4 голосов, 1832, исп. 1873), Quoniam (для баса и орк., 1832), Stabat mater (для 4 голосов, хора и орк., 1831-32, 2-я ред. 1841-42, исп. 1842, зал Вантадур, Париж), 3 хора - Вера, Надежда, Милосердие (La foi, L'esperance, La charitй, для жен. хора и фп., 1844), Tantum ergo (для 2 теноров и баса), 1847, церковь Сан-Франческо деи Минори Конвентуали, Болонья), О Salutaris Hostia (для 4 голосов 1857), Маленькая торжественная месса (Petite messe solennelle, для 4 голосов, хора, гармониума и фп., 1863, исп. 1864, в доме графа Пийе-Виль, Париж), то же (для солистов, хора и орк., 1864, исп. 1869, «Театр Итальен», Париж), Мелодия Реквиема (Chant de Requiem, для контральто и фп., 1864); музыка к спектаклям драм. театра - Эдип в Колоне (к трагедии Софокла, 14 номеров для солистов, хора и орк., 1815-16?). Письма.: Lettere inedite, Siena, 1892; Lettere inedite, Imola, 1892; Lettere, Firenze, 1902. |