РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРОЛЕТАРСКИХ МУЗЫКАНТОВ (РАПМ, АПМ, ВАПМ) - музыкально-обществ. организация. Осн. в 1923 по инициативе группы музыкантов-коммунистов; ставила целью создание массового революц. муз. репертуара. В 1925 из состава РАПМ выделилось Объединение революц. композиторов и муз. деятелей (ОРКИМД), связанное гл. обр. с работой Агитотдела Музсектора Госиздата. В 1928 в РАПМ вступила группа композиторов, входивших в состав «Проколла», в их числе В. А. Белый, А. А. Давиденко, М. В. Коваль, З. А. Левина, Н. К. Чемберджи, Б. С. Шехтер. Печатными органами РАПМ были журналы «Музыка и Октябрь» (1926, вышло 5 номеров), «Пролетарский музыкант» (1929-32), «За пролетарскую музыку» (1930-32). Аналогичные организации существовали в ряде союзных республик (на Украине, в Грузии, Армении). РАПМ выдвигала задачи приближения музыки к сов. действительности, широкого развёртывания муз.-просветит. работы среди трудящихся масс, борьбы с влияниями буржуазной идеологии в творчестве композиторов и муз. быту. Но при этом она повторяла некоторые из ошибочных положений Пролеткульта, что приводило к извращению марксистско-ленинского учения об искусстве. Суждения теоретиков РАПМ страдали вульгарным социологизмом и часто бывали несправедливы по отношению к виднейшим представителям сов. музыки и передовым художникам заруб. стран. Узко и ограниченно истолковывалось ленинское учение о культурном наследстве, вследствие чего многие ценные явления классич. муз. искусства объявлялись идейно чуждыми пролетариату. Одной из серьёзных ошибок РАПМ была недооценка вопросов мастерства и крупных муз. форм, причём массовая песня рассматривалась как «основное звено» творчества композиторов. Теоретич. установки РАПМ получили отражение в печатных выступлениях Л. Н. Лебединского, Ю. В. Келдыша, Д. В. Житомирского, А. А. Громана-Соловцова и др. Ошибочные стороны деятельности РАПМ неоднократно подвергались критике. На основании постановления ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций» РАПМ, как и аналогичные ей организации в области литературы и изобразит. искусства, была распущена. Вместо организаций узкого кружкового типа в 30-е гг. были созданы широкие творч. союзы (в т. ч. Союз советских композиторов; см. Союз композиторов СССР), призванные объединить всех работников искусства, «поддерживающих платформу советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве». |