РОЙЗМАН Леонид Исаакович [p. 22 XII 1915 (4 I 1916), Киев] - сов. органист, пианист, педагог и музыковед. Засл. деят. искусств РСФСР (1966). Кандидат искусствоведения (1946). Окончил Моск. консерваторию по классу фп. у А. Б. Гольденвейзера (1938) и органа у А. Ф. Гедике (1941), аспирантуру у них же (фп., 1941; орган, 1946). С 1942 преподаёт в Моск. консерватории (спец. фп. и орган, с 1963 профессор). Мн. сов. органисты - ученики Р., в т. ч. Н. Н. Гуреева, Л. Д. Дигрис, Г. И. Козлова, В. И. Тебенихин, О. Г. Янченко, Б. А. Романов, Э. Д. Мгалоблишвили. В 1958-69 пред. Постоянной комиссии по органостроению, с 1969 зам. пред. Совета по органостроению Мин-ва культуры СССР. Р. - чл. Междунар. ред. коллегии Нового издания соч. И. С. Баха (Neue Bach-Ausgabe, издаётся в ГДР и ФРГ). Виртуозное владение органом, масштабность и выразительная образность игры сочетаются у Р. с благородной строгостью интерпретации. Его обширный репертуар включает произв. разл. стилей - от Я. Свелинка, Ф. Куперена, И. С. Баха до С. Франка, П. Хиндемита, А. Ф. Гедике, Д. Д. Шостаковича. Крупнейший сов. органист, Р. выступает в СССР и за рубежом. Автор исследований по истории орг. культуры в России и СССР, статей по вопросам фп. педагогики в сов. и заруб. печати. Им опубликована антология «Советская органная музыка» (2 тт., 1971, 1974), осуществлена ред. клавирных соч. И. С. Баха (кроме «Хорошо темперированного клавира»), Г. Ф. Генделя, серии «Старые мастера» (6 вып.), фп. сонат Й. Гайдна (3 тт., новая ред.), фп. концертов Й. Гайдна, В. А. Моцарта, К. М. Вебера, Ф. Мендельсона, Н. А. Римского-Корсакова, С. М. Ляпунова, Э. Мак-Доуэлла, а также фп. произв. советский композиторов для учащихся (св. 500) и др. Соч.: Карл Черни и его редакция клавирных сочинений И. С. Баха, «СМ», 1940, No 10; М. И. Глинка и органная культура России в 1-й половине XIX столетия, в сб.: Памяти Глинки, М., 1958; Новые органы, «СМ», 1959, No 12; Органная культура Эстонии, М., 1960; Гедике - органист, в кн.: А. Ф. Гедике, М., 1960; О воспитании пианиста-исполнителя, «СМ», 1960, No 11; Из истории органной культуры в России (2-я пол. XVII в.), в сб.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960; Из истории органного искусства в России во 2-й половине XVIII столетия, в сб.: Вопросы музыкально- исполнительского искусства, вып. 3, М., 1962; О работе над полифоническими произведениями И. С. Баха и Г. Ф. Генделя с учащимися-пианистами, в кн.: Очерки по методике обучения игре на фортепиано, вып. 2, М., 1965; Об исполнении украшений (мелизмов) в произведениях старинных композиторов, там же; Пути расширения полифонического репертуара в фортепианных классах музыкальных училищ, в сб.: Методические записки по вопросам музыкального образования, М., 1966; Советская органная культура и её своеобразие, в сб.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 5, M., 1969; На всю жизнь…, «СМ», 1971, No 2; О фортепианных транскрипциях органных сочинений старых мастеров, в сб.: Вопросы фортепианного исполнительства, вып. 3, М., 1973; Заметки о некоторых клавирных произведениях И. С. Баха, особенно о токкатах, там же, вып. 4, М., 1976, и др. |