РОЗАНОВ Александр Семёнович [p. 29 X (11 XI) 1910, Петербург) - советский музыковед и композитор. Кандидат искусствоведения (1971). В 1931 окончил Ленингр. консерваторию по классу фп. у Л. В. Николаева и композиции - у В. П. Калафати. Основной круг интересов Р. - муз. культура 18 в. и 1-й пол. 19 в. Автор муз.-историч. исследований, текстологических работ и публикаций. Р. восстановил отдельные сочинения Д. С. Бортнянского, впервые опубликовал произв. некоторых русский композиторов 18-19 вв. - Н. П. Яхонтова, А. С. Гуссаковского и др., ряд писем зарубежных деятелей искусства, в т. ч. Г. Берлиоза, Ф. Листа, Ж. Санд, П. Виардо. Ред. академического издания «М. И. Глинка. Литературные произведения и переписка» (т. II Б, сост. 1977) сб.: «Г. А. Ларош. Избранные статьи» (вып. 4, 1977). За создание монографии «Полина Виардо-Гарсиа» избран почётным чл. франц. лит. общества «Ассоциация И. Тургенева, М. Малибран и П. Виардо». Автор муз. произв., в т. ч. опер для детей - «Весёлый портняжка» (1939), «Серёжа Костриков» (1940), концерта для фп. с орк. (1949), сюиты для 2 фп. (1951), сонаты для скр. и фп. (1952), песен, романсов, фп. пьес и песен для детей, обр. нар. песен. Соч.: Композитор Н. П. Яхонтов, в сб.: Муз. наследство, т. 1, М., 1962; Письма Г. Берлиоза, Г. Бюлова, Л. Делиба, А. Казеллы и др., в сб.: Письма зарубежных музыкантов. Из русских архивов, Л., 1967; Полина Виардо. Письма к М. Ю. Виельгорскому, в сб.: Муз. наследство, т. 2, М., 1968; Неизданные и забытые произведения А. С. Гуссаковского и Н. Н. Лодыженского, там же; Полина Виардо-Гарсиа, Л., 1969, 1973; «Празднество сеньёра» - опера Д. С. Бортнянского, в сб.: Муз. наследство, т. 3, М., 1970; Д. С. Бортнянский. Опера «Сокол» (публикация, исследование и комментарии), в серии «Памятники рус. муз. искусства», вып. 5, М., 1975; Новое об Алябьеве, «МЖ», 1975, No 10; Музыкальный Павловск, Л., 1977. О. Е. Левашёва. РОЗАНОВ Виктор Петрович (р. 17 IX 1926, Дебальцево Донецкой обл.) - сов. артист оперы и оперетты (лирич. тенор). Нар. арт. РСФСР (1979). В 1958 окончил Харьковский институт искусств, с того же года солист оперных театров Новосибирска, Харькова, Воронежа. Исполнил ряд партий, в их числе Ленский, Владимир Игоревич, Юродивый, Герцог, Альфред; Альмавива («Севильский цирюльник»), Фауст; Серёжа Брузжак («Павка Корчагин» Юхновского), Люченцио («Укрощение строптивой» Шебалина). С 1963 солист оперетты Магаданского обл. муз.-драм. театра. В репертуаре св. 50 партий в опереттах и муз. комедиях, среди них - Эдвин, Рауль, Мистер Икс, Раджами («Сильва», «Фиалка Монмартра», «Принцесса цирка», «Баядера» Кальмана), Альфред, Генрих Айзенштейн («Летучая мышь» Штрауса), Джим («Роз-Мари» Стотхарта и Фримля), Андрей Туманский («Холопка» Стрельникова), Аверин («Севастопольский вальс» Листова), Ким Лесовой («Требуется героиня» Баснера). Выступает в концертах. РОЗАНОВ Сергей Васильевич [23 VI (5 VII) 1870, Рязань - 31 VIII 1937, Москва] - сов. кларнетист педагог. Засл. деят. искусств РСФСР (1934). В 1890 окончил Моск. консерваторию по классу кларнета у у Ф. К. Циммермана. В 1891-94 играл в оркестрах моск. оперных театров. В 1894-1929 артист оркестра Большого театра (с 1897 первый кларнетист); одноврем. в качестве солиста принимал участие в симф. концертах, выступал в камерных ансамблях. Был одним из организаторов Первого симф. ансамбля без дирижёра («Персимфанс») и его участником в 1922-32. В 1916-37 проф. Моск. консерватории (в 1931-35 зав. кафедрой дух. инструментов), читал курс лекций по методике преподавания игры на дух. инструментах. Р. был блестящим солистом-виртуозом, игра которого отличалась редким по красоте и теплоте тембра звуком, а также выдающимся ансамблистом. Глава моск. школы игры на кларнете, он воспитал плеяду талантливых учеников (А. В. Володин, А. А. Александров, И. Н. Майоров, А. Г. Семёнов, А. Л. Штарк и др.). В 1905 усовершенствовал клапанный механизм кларнета. Участвовал в разработке новых моделей кларнета, содействовал развитию отечеств. производства дух. инструментов. Автор брошюры «Основы методики преподавания игры на духовых инструментах» (М., 1935, 1938), «Школы игры на кларнете» (М., 1940, 1968), «Упражнений для развития техники на кларнете» (тетради 1-2, М., 1928, 1951). Ему принадлежат также мн. транскрипции для кларнета произв. зап.-европ. и русский композиторов. И. М. Ямпольский. |