РОЗЕНОВ Эмилий Карлович [15 (27) X 1861, Париж - 17 VI 1935, Москва] - советский музыковед, пианист, композитор. Окончил в 1884 математич. ф-т Моск. университета, в 1889 - Моск. консерваторию по классу фп. у В. И. Сафонова (занимался также у Г. А. Лароша и А. С. Аренского). Выступал как пианист и муз. критик. В 1906-16 преподавал игру на фп. в Моск. консерватории. В 1902 участвовал в создании «Муз.-науч. общества», в 1909 стал одним на учредителей общества «Муз.-теоретич. библиотека» в Москве (организовал при нём фп.-педагогич. секцию; библиотекарь общества). Принимал также участие в работе Муз.-этнографич. комиссии, Кружка любителей рус. музыки (Керзинский кружок). Сотрудничал в газ. «Moskauer deutsche Zeitung», «Новости дня» (1897-1900), «Московские ведомости» (1898-99). С 1919 зав. Библиотечным подотделом Муз. отдела Наркомпроса; одноврем. в муз. отделе Моск. Пролеткульта один из организаторов муз.-теоретич. секции. В 1921-31 сотрудник ГИМНа, член многих его секций, первый пред. Комиссии по вок. методологии. Разрабатывал проблемы фп. и вок. педагогики, акустики, гармонии, муз. формы, психологии и эстетики. Мн. работы Р. остались в рукописях, в т. ч. «Основы рациональной музыкальной эстетики» (с опорой на данные психологии, физиологии, естествознания вообще). Автор муз. произведений. Соч.: Научные основы фортепианной педагогики и вытекающий из них «естественный метод» преподавания, «Изв. С.-Петербургского общества музыкальных собраний», 1904, янв.-февр.; О применении закона «Золотого деления» в музыке. Эстетическое исследование, СПБ, 1904; И. С. Бах (и его род), М., 1911; Закон золотого сечения в поэзии и в музыке, в кн.: Сборник работ физиолого- психологической секции, вып. 1, М., 1925; О развитии и преобразовании тональной системы. Сборник работ Комиссии по музыкальной акустике, вып. 1, М., 1925; Учение о примерном тоне, в кн.: Сборник докладов… на первой Всероссийской конференции вокальных ученых и педагогов, М., 1926; Творческие достижения Бетховена в области музыкальной формы, «Музыка и революция», 1927, No 3; Новое в учении о гармонии, там же, 1927, No 9; Об основных принципах клавирной методики, в кн.: Сборник работ фортепианно-методологической секции, вып. 1, м., 1930. Т. Н. Соловьёва. |