РОЗЕНТАЛЬ (Rosenthal) Манюэль (р. 18 VI 1904, Париж) - французский композитор и дирижёр. Учился в Парижской консерватории у Ж. Бушри (скрипка), Ж. Ире (полифония). Изучал композицию. В 1928 дебютировал как дирижёр и скрипач в оркестрах Ж. Падлу и Ш. Ламурё. С 1934 дирижировал разл. симф. оркестрами Парижа, в 1934-39 и 1944-48 - Нац. оркестром Франц. радио (в 1944-47 худ. рук. и гл. дирижёр). В 1948-51 работал в США: гл. дирижёр оркестра в Сиэтле (шт. Вашингтон) и профессор (класс композиции) колледжа в Такоме. С 1962 профессор Парижской консерватории (орк. класс). С 1964 руководитель оркестра в Льеже. В разл. время выступал с оркестрами театров «Гранд-Опера», «Опера комик». Гастролировал в Европе, Юж. и Сев. Америке. Центр. место в конц. программах Р. занимают произв. К. Дебюсси, М. Равеля, И. Ф. Стравинского, Б. Бартока,. П. Хиндемита. В композиторском творчестве развивает традиции Равеля, Э. Шабрие. Оркестровал неск. соч. Равеля, в т. ч. «Колыбельную на имя Форе» (для скрипки и фп.), вок. циклы «Естественные истории» и «5 народных греческих мелодий» (No 2-4), «3 песни Дон Кихота к Дульцинее». Соч.: оперы - Лавка шёлковых тканей (Rayon des soieries, 1928, пост. 1930, «Опера комик», Париж), Женщины у гробницы (Les femmes au tombeau, лирич. драма, 1956, пост. 1957, «Театр Наций», Париж), Гоп, синьор! (Нор, signor!, лирич. драма, 1961, пост. 1962, театр «Капитоль», Тулуза); балеты - Шутливый поцелуй (Un baiser pour rien, 1929, пост. 1936, «Гранд-Опера»), Парижское веселье (Gaietй parisienne, по Ж. Оффенбаху, 1938, Монте-Карло), Чтобы чёрт его побрал (Que le diable l'emporte, 1948, театр «Мариньи», Париж); муз. комедии - Чёрная курица (La poule noire, 1937) и др.; для солистов, хора и орк. - оратория Св. Франсуа Асизский (Saint-Francois d'Assise, 1939), кантаты Скорбящая богоматерь Авиньона (La pieta d'Avignon, для вок. квартета и струн. орк., 1943) и От Рождества Христова (Роur le temps de la Nativitй, 1944); для орк. - 2 симфонии (Рождественская - Simphonie de Noel, 1947; C-dur, 1949), сюиты Маленькие подмастерья (Les petits metiers, 1936; оркестровка фп. пьесы), Жанна д'Арк (1936), Застольная (Musique de table, 1941), симф. поэма Магия Манхеттена (Magie Маnhatten, 1948), Французское рондо (1955); Эзопов пир (Aesopi convivium, для скр. и фп. с орк., 1948, исп. 1952); камерно-инстр. ансамбли, в т. ч. Вечера на Пти Жуас (Les soirees du petit Juas, 8 пьес для струн. квартета, 1942); фп. пьесы, хоры, романсы, песни, музыка к фильмам. РОЗЕНТАЛЬ (Rosenthal) Маурыцы (Мориц) (18 XII 1862, Львов - 3 IX 1946, Нью-Йорк) - польский пианист. Учился игре на фп. у К. Микули в Львовской консерватории (1872-74), у Р. Джозеффи в Вене (1875), у Ф. Листа в Веймаре и Риме (1876-78). Дебютировал в 1876 в Вене; начал гастролировать в Румынии и Польше, затем прервал конц. деятельность для изучения философии в Венском университете (1878-84). С 1876 занимал должность корол. пианиста в Румынии. Возобновил выступления в 1886 в Вене. Гастролировал в США (1888), Великобритании (1895), России (кон. 19 в.). С 1936 жил в США. Один из крупнейших пианистов своего времени, Р. отличался блестящей техникой, совершенной во всех её видах. Его игре были присущи изящество, грация, лёгкость. Унаследовав важные черты листовского романтич. пианизма, Р. несколько поверхностно подходил к раскрытию содержания, увлекался внеш. эффектностью. Вносил черты салонности в интерпретацию соч. Ф. Шопена, в произв. Листа им подчёркивалась чисто виртуозная сторона, элементы светской элегантности особенно выделялись в исп. Р. его собств. фантазии на темы И. Штрауса «Венский карнавал». Автор фп. произв. и «Школы продвинутой фортепианной игры» («Schule des höheren Кlavierspiels. Technische Studien bis zur höchsten Ausbildung», В., 1892, совм. с L. Schytte). Д. А. Рабинович. |