РУБИН (Rubin) Марсель (р. 7 XII 1905, Вена) - австрийский композитор и муз. критик. Чл. Коммунистич. партии Австрии с 1939. Учился в Венской академии музыки у Ф. Шмидта, с 1925 - у Д. Мийо в Париже, изучал юриспруденцию в Венском университете. С 1931 секретарь венского конц. объединения «Музыка современности». В 1938 покинул Австрию в связи с захватом её гитлеровскими войсками. В 1938-42 жил в Париже, в 1942-47 - в Мехико, где преподавал композицию в консерватории. В 1947 вернулся в Вену. С 1948 1-й секретарь австр. Союза композиторов. Муз. критик газ. «Фольксштимме», корреспондент заруб. муз. журн., в т. ч. «Советская музыка». Соч.: оратория Альбигойцы (сл. Н. Ленау, 1957-61); хореографич. пьеса с чтецом - Музыка большого города (Город без прикрас, по мотивам рассказов М. Горького, 1933); для орк. - 4 симфонии (1928, 2-я ред. 1957; Земля, 1937, 2-я ред. 1963; 1939, 2-я ред. 1962; Война и мир, 1946, 2-я ред. 1949); Австрийская увертюра (1948); концерт для скр. с орк. (1941); камерные ансамбли, в т. ч. трио, струн. квартет; сонаты - 3 для фп.; соната для влч. и фп.; 15 циклов песен для голоса и фп., в т. ч. цикл на стихи К. Ф. Майера (Гос. пр. Австрии, 1960); песни (в т. ч. на сл. Б. Брехта «Что получила жена солдата» и на сл. Л. Ренна «День придёт»). РУБИН Владимир Ильич (р. 5 VIII 1924, Москва) - советский композитор. Засл. деят. искусств РСФСР (1977). В 1949 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у А. Б. Гольденвейзера; занимался по композиции у Н. И. Пейко (1948). Автор музыкально-критических статей. Соч.: комич. опера - Три толстяка (по одноим. сказке Ю. К. Олеши, 1956, Ансамбль сов. оперы ВТО, Москва; 1957, Саратовский театр оперы и балета; 1960, телеспектакль Центр. телевидения; 2-я ред. 1967, Детский муз. театр, Москва; 1972, телеспектакль Центр. телевидения; театр «Комише опер», Берлин); муз. драма Июльское воскресенье (Севастополь, год 1942, либр. Р., 1970, конц. исп. Москва, Колонный зал Дома Союзов; 1970, Новосибирский театр оперы и балета; Гос. пр. РСФСР им. М. И. Глинки, 1972); для солистов, хора и орк. - оратории - Песни ветровые (сл. А. А. Блока, 1961), Сны революции (сл. В. А. Луговского, 1963), Вечерние песни (Памяти друга, для солиста, смеш. хора, хора мальчиков и камерного орк., сл. Н. И. Тряпкина, К. Кулиева, А. Т. Твардовского, Б. Л. Пастернака, М. А. Булгакова, 1974), Сказание про бабу Катерину и сына её Георгия (для 2 солистов, хора и ударных, слова нар..1976), Камерная кантата (сл. Блока, 1971); для орк. - симфониетта (1950), увертюра-фантазия на 3 рус. темы (1954), сюита Македонские напевы (1955); соната для влч. и фп. (1952); для голоса с фп. - Камерная кантата (на сл. А. А. Блока, 1971), романсы и песни на сл. И. В. Гёте, Р. Бёрнса, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Д. В. Давыдова, А. А. Блока, В. А. Луговского, А. Т. Твардовского; для хора a cappella - 10 хор. поэм (сл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, М. А. Светлова, А. Т. Твардовского и нар., 1972; 1-я пр. на Междунар. конкурсе хоров в Будапеште, Венгрия, 1974); св. 50 хоров и песен для детей; музыка к драм. спектаклям (св. 15) и кинофильмам (св. 40), в т. ч. «Мёртвые души» (1960), «Алёшкина любовь» (1961), «Ко мне, Мухтар!» (1965), «Николай Бауман» (1968); музыка к радиоспектаклям (св. 60), в т. ч. «Тамань» Лермонтова, «Вешние воды» Тургенева, «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого, «Дом с мезонином» Чехова, «Тимур и его команда» Гайдара. |