«РУССКИЕ СИМФОНИЧЕСКИЕ КОНЦЕРТЫ» («Общедоступные русские симфонические концерты») - концерты, организованные М. П. Беляевым и проводившиеся в Петербурге (Петрограде) с 1885 до сер. 1918 с целью пропаганды творчества русский композиторов. «Р. с. к.» предшествовал концерт рус. музыки (названный «Репетиция сочинений А. К. Глазунова»), который состоялся 27 марта 1884 в зале Петропавловского уч-ща под упр. Г. О. Дютша. Концерт, прошедший 23 нояб. 1885 в зале Дворянского собрания (в программе соч. А. П. Бородина, Ц. А. Кюи, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова), положил начало регулярному проведению «Р. с. к.» (первоначально также и камерных), с 1886/87 - до 6-7 раз в течение сезона. Наряду с произв. М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, композиторов «Новой русской музыкальной школы», П. И. Чайковского здесь прозвучали мн. соч. С. И. Танеева, А. С. Аренского, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова. Концертами дирижировали Римский-Корсаков, Глазунов, А. К. Лядов, Чайковский, Ф. М. Блуменфельд и др. - нередко авторы исполняемых произв. «Р. с. к.», прошедшие 22 и 29 июня 1889 во время Всемирной выставки в Париже, способствовали ознакомлению зап.-европ. публики и музыкантов с рус. музыкой. «Р. с. к.», в которых постоянно исполнялись новые соч. рус. композиторов, зачастую впервые, сыграли заметную роль в развитии нац. муз. культуры. Они представляли собой уникальный в мировой конц. практике того времени тип концертов исключительно отечеств. музыки. В то же время художеств. и просветит. эффект «Р. с. к.» снижался в связи с частым включением в программы произв. второстепенных композиторов, близких Беляевскому кружку, жанровым однообразием программ, почти исключавших, напр., вок. музыку. Недостаточная посещаемость «Р. с. к.» объяснялась и полным отсутствием рекламы (принципиальная установка М. П. Беляева). Анализ «Р. с. к.» давали в своих статьях В. В. Стасов, Ц. А. Кюи, А. В. Оссовский, H. P. Финдейзен и др. ведущие критики. |