РУССО (Rousseau) Жан Жак (28 VI 1712, Женева - 2 VII 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) - французский философ, писатель, композитор и муз. деятель. Сын часовщика. Спец. муз. образования не получил. Муз. вкусы Р. сложились под влиянием музыки, к-рую он слушал во Франции, а также в Италии (в 1743-44 был секретарём франц. посла в Венеции). Пел в церк. хоре, дирижировал домашними концертами в салоне любительницы музыки, пробовал сочинять музыку (балет «Галантные музы»- «Les muses galantes», 1747). P. предложил реформу нотации (перевод на цифровую систему), опубликовав «Диссертацию о современной музыке» («Dissertation sur la musique moderne», P., 1743). Важнейшим стимулом активизации муз. деятельности Р. была т. н. «война буффонов» в 50-х гг. 18 в. в Париже. Р. решительно встал на сторону «буффонистов», выпустив неск. острополемич. памфлетов, направленных против условностей франц. придв. театра. Передовой эстетик, Р. разделял позиции франц. просветителей - Д. Дидро, М. Гримма, Ж. Д Адамбера. В дальнейшем Р. сблизился с энциклопедистами. С 1765 вёл муз. отдел в издававшейся ими «Энциклопедии, или Толковом словаре наук…» («Encyclopedie, ou Dictionnaire raisonnй des sciences, des arts et metiers»). Развивал в своих статьях идеи о выразительности музыки, о примате в ней мелодии, к-рая, по его мнению, естественно возникает в истории человечества вместе с речью. В 1764 он закончил собств. «Музыкальный словарь» («Dictionnaire de musique», P., 1768). P. написал первую франц. комич. оперу «Деревенский колдун» («Le devin du village», 1752, ему принадлежит и либр.). Внешним образцом для Р. была итал. опера-буффа с её динамич. музыкой и речитативами secco, но Р. следовал франц. куплетной песне нар.-бытового характера и создал очень простое, ясное по эстетич. устремлению произв. подлинно франц. искусства. Опера имела длит. успех и проложила путь новому оперному жанру во Франции. Р. создал также новый муз.-театр. жанр - мелодраму, где вок. партия заменена декламацией, а сопровождающая её инстр. музыка тонко передаёт движения чувства и действие (с 1762 Р. работал над лирич. сценами «Пигмалион»; музыка Р. сохранилась лишь в отрывках, исп. в 1770 с текстом Р. и музыкой О. Куанье). Оба сценич. произв. Р. пользовались большой популярностью, оказали значит. влияние на современников и нашли продолжателей в разл. странах Европы. Однако неизмеримо шире эстетич. воздействие Р. на муз. искусство 18 в. и последующего времени. Как эстетик и философ, утверждающий силу естеств. чувств не испорченного цивилизацией человека, Р. способствовал развитию сентиментализма и раннего романтизма в литературе и искусстве. Руссоистские идеи не были чужды и рус. музыке кон. 18 в. Муз.-эстетич. взгляды Р., мысли о совр. ему музыке нашли отражение и в его художеств. произведениях, особенно в романе «Юлия, или Новая Элоиза» («Julie ou la Nouvelle Heloise», 1761). После смерти Р. был опубл. сб. его романсов «Утешения в несчастье моей жизни» («Les consolations des miseres de ma vie», 1781). Соч.: Lettre а M. Grimm, au sujet des remarques ajoutees а sa lettre sur Omphale, [P.], 1752; Lettre sur la musique francaise, [P.], 1753 (рус. пер.- Письма о французской музыке, Собр. соч., т. 1, М., 1961); Lettre d'un symphoniste de l'Academie royale de musique а ses camarades de l'orchestre, P., 1753 (рус. пер.- Письмо оркестранта Королевской музыкальной академии товарищам по оркестру, Собр. соч., т. 1, М., 1961). |