«СЭДЛЕРС-УЭЛЛС» (Sadler's Wells Theatre; с 1974 - Английская национальная опера) - оперный театр в Лондоне. Здание театра было построено в 1683 (современное - в 1765). В 18-19 вв. на его сцене ставились балладные оперы, балетные дивертисменты, пантомимы, с сер. 19 в. до 30-х гг. 20 в. выступали разл. драм. труппы. В 1931 видный театр. деятель Л. Бейлис организовала при «С.-У.» балетную труппу «Вик-Уэллс балле» (позднее - «С.-У. балле», с 1957 - Королевский балет) и оперную - «Вик-Уэллс опера компани» (назв. этих коллективов от театра «Олд Вик», где Бейлис была директором). В 30-е гг. популярностью пользовались спектакли балетной труппы «Сильфиды» на музыку Шопена (1932), «Коппелия» (1933), «Жизель» (1934), «Лебединое озеро» (1934); «Фасад» Уолтона (1935), «Шахматы» Блисса (1937), «Спящая красавица» (1939). Оперная труппа «С.-У.» как самобытный, яркий художеств. коллектив сформировалась после 2-й мировой войны 1939-45; этапной была первая пост. оперы Б. Бриттена «Питер Граймс» (7 июня 1945); гл. партии исполняли крупнейшие певцы - Дж. Кросс и П. Пирс. Первым гл. дирижёром труппы был Л. Коллингвуд (в 1940-47 также директор). Мн. спектакли «С.-У.» стали знаменательным событием в истории англ. муз. театра. Среди них - «Симон Бокканегра» Верди (1948), «Катя Кабанова» (1951), «Лисичка-плутовка» (1961) Яначека, «Русалка» Дворжака (1959), «Фиделио» Бетховена (1959), «Андре Шенье» Джордано (1959), «Золушка» Россини (1959), «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса (1961), «Похождение повесы» Стравинского (1962), «Идоменей» (1962) и «Свадьба Фигаро» (1965) Моцарта, «Возвышение и падение города Махагони» Вейля (1963), «Бульвар одиночества» Хенце (1963), «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева (1963). Спектаклями дирижировали А. Гибсон, К. Дейвис, Ч. Маккерас; выступали крупнейшие певцы: П. Пирс, С. Фишер, Дж. Хаммонд, Ф. Шарп, а также М. Кольер, Дж. Уорд, П. Глоссоп, Э. Харвуд, А. Ремедиос, А. Джун, X. Харпер, Д. Макинтайр. С кон. 60-х гг. отмечается особое развитие художеств. мастерства коллектива театра. Крупными работами стали спектакли: «Пиковая дама» (1966); «Эрнани» Верди (1967), «Из мёртвого дома» Яначека (1967). В 1968 театр поставил оперу Р. Вагнера «Мейстерзингеры». Выдающимся достижением совр. вагнерианы явилась пост. тетралогии «Кольцо нибелунга» («Валькирия», 1970; «Гибель богов», 1971; «Золото Рейна», 1972; «Зигфрид», 1973). Среди видных интерпретаторов творчества Вагнера - певцы Н. Бейли, Р. Хантер, А. Ремедиос, Д. Хаммонд-Строуд, дирижёры Р. Гудолл и Ч. Маккерас. Наряду с популярной оперной классикой («Травиата», «Мадам Баттерфляй», «Тоска», «Манон», «Фауст», «Трубадур», «Кармен» и др.) в репертуаре театра значит. место занимают произв., редко исполняемые на совр. оперной сцене, - «Орфей» (1966), «Коронация Поппеи» (1971) Монтеверди, «Осуждение Фауста» Берлиоза (1969), «Фиделио» Бетховена (1970; в ред. 1805), «Семела» Генделя (1970). К числу наиболее ярких пост. 70-х гг. относятся: «Война и мир» (1972); «Дьяволы из Лаудина» Пендерецкого (1973), «Мария Стюарт» Доницетти (1973), «Бассариды» Хенце (1974), «Дон Карлос» (1974, с включением фрагментов, прежде не исполнявшихся), «Волшебная флейта» (1975); «Кавалер роз» Р. Штрауса (1975). Т-р обращается и к произв. совр. англ. авторов, поставлены «Серные рудники» (1965) и «Пенни за песню» (1967) Р. Родни-Беннетта, «Скрипки Сен-Жака» (1966) и «Счастливое путешествие Петера» (1969) М. Уильямсона, «История Васко» Г. Кроссе (1974), однако репертуарными остаются только оперы Б. Бриттена. В труппе театра: певцы - Дж. Барстоу, К. Грант, Л. Макдоналл, В. Мастерсон, М. Пеллегрини, П. Тинсли; изредка выступает известная англ. певица Д. Бейкер. Гл. дирижёр - Ч. Маккерас. Спектакли идут на англ. яз. С 1968 театр работает в здании «Coliseum»; помещение «С.-У.» используется только для гастролирующих в Лондоне оперных коллективов. |