САЦ Илья Александрович [18(30) IV 1875, Чернобыль Киевской губ. - 11(24) X 1912, Москва] - русский композитор. Род. в семье адвоката. С детства увлекался музыкой. В 1891 начал учиться игре на виолончели (в Киеве). Нек-рое время занимался в Киевском муз. уч-ще, в 1897-99 - в Моск. консерватории по классу виолончели (по контрапункту у С. И. Танеева). В 1900 жил за границей (в Швейцарии общался с Г. В. Плехановым, В. Д. Бонч-Бруевичем). По возвращении в Москву подвергся преследованиям полиции. Был вынужден уехать в Иркутск, где в 1900-03 преподавал хор. пение, игру на виолончели, сотрудничал в газ. «Иркутские ведомости». В 1903-07 учился в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. общества (на дирижёрском отделении). В 1905 зав. муз. частью «Театра-студии на Поварской». Написанная С. музыка к спектаклю этого театра «Смерть Тентажиля» Метерлинка (1905) определила его дальнейший творч. путь. С 1906 зав. муз. частью и дирижёр МХТ; сотрудничал с К. С. Станиславским и Л. А. Сулержицким. Здесь наиболее полно раскрылось его дарование театр. композитора. Писал музыку и для спектаклей Малого театра, Драм. театра В. Ф. Комиссаржевской, театра «Кривое зеркало» и др. Увлекался также оперой. В 1905 осн. «Кружок художеств. исканий», ставивший целью реформу оперных спектаклей. Уделял большое внимание нар. музыке. Организовал кружок «Музыка народов» (1905), цикл этнографич. концертов (собирая для них материал, ездил по рус. деревням, побывал на Украине, в Ср. Азии; привёз в Москву нар. певцов, музыкантов). Талантливый театр. композитор, С. своей музыкой способствовал раскрытию идейного замысла спектакля, усиливая и обостряя характерность образов и ситуаций. Особой популярностью пользуется музыка С. к пьесе-сказке М. Метерлинка «Синяя птица» (1908, МХТ). Среди др. соч. С. - музыка к трагедии У. Шекспира «Гамлет» (1911), к драмам Л. Н. Андреева «Жизнь Человека» (1907) и «Анатэма» (1909), к лирич. драме С. С. Юшкевича «Miserere» (1910), к пьесам К. Гамсуна «Драма жизни» (1907) и «У жизни в лапах» (1911). Автор опер-пародий (на собств. либр.), высмеивающих рутину («Не хвались, идучи на рать», «Месть любви, или Кольцо Гваделупы», «Восточные сладости, или Битва русских с кабардинцами»), орк. и фп. пьес, романсов, песен. САЦ Наталия Ильинична [р. 14(27) VIII 1903, Иркутск] - советский режиссёр, драматург. Нар. арт. СССР (1975). Кандидат искусствоведения (1962). Дочь И. А. Саца. В 1917 окончила Муз. техникум им. А. Н. Скрябина (Москва), в 1953 - театроведч. ф-т ГИТИСа. Одна из основательниц сов. детского театра, инициатор создания первого постоянного театра для детей (1918, Детский театр Моссовета), входила в состав дирекции Гос. театра для детей (осн. в 1920), в 1921-37 директор и худ. рук. Моск. театра для детей (с 1936 - Центр. детский театр), в 1944-50 гл. режиссёр первого Казах. театра для детей и юношества. С 1964 руководит (директор и гл. режиссёр) созданным по её инициативе первым в мире Муз. театром для детей (Москва). Поставила здесь оперы «Морозко» Красева (1965), «Волк и семеро козлят» Коваля (1966), «Три толстяка» Рубина (1967), «Мальчик-великан» Хренникова (1969), «Сестры» Кабалевского (1970), а также театрализованные концерты «Чайковский» (1966), «Пушкин в музыке» (1972) и др. Осуществила пост. ряда оперных спектаклей на др. сов. оперных сценах и за рубежом: «Фальстаф» (1931, Берлинская гос. опера), «Свадьба Фигаро» (1931, театр «Колон», Буэнос-Айрес), «Чио-Чио-сан» (1944, Казах, театр оперы и балета), «Сказка о царе Салтане» (1954, Саратовский театр оперы и балета), «Три толстяка» (1973, «Комише опер», Берлин). С первых лет своей деятельности С. - пропагандист муз. искусства для детей, новых форм приобщения к музыке юных слушателей. В нач. 20-х гг. организовывала концерты для детей с участием А. Б. Гольденвейзера, М. Н. Мейчика, Н. А. Обуховой, В. В. Барсовой, А. В. Неждановой и др. К работе в детском театре привлекала композиторов А. Н. Александрова, Л. А. Половинкина, Д. Б. Кабалевского, Т. Н. Хренникова. По её инициативе С. С. Прокофьев создал муз. сказку «Петя и Волк», к-рая впервые прозвучала со сцены Центр. детского театра. Автор пьес и либретто детских опер и балетов, книг и статей по вопросам эстетич. воспитания детей. Гос. пр. СССР (1973). Соч.: Театр для детей, Л., 1925 (совм. с С. Розановым); Дети приходят в театр. М., 1961; Всегда с тобой, М., 1965; Новеллы моей жизни, М., 1973. |