САККЕТТИ Ливерий Антонович [18(30) VIII 1852, дер. Кензарь Тамбовской губ. - 26 II (10 III) 1916, Петроград] - рус. историк и теоретик музыки, муз. критик, педагог. Происходил из старинной итал. семьи музыкантов. Окончил Петерб. консерваторию по классам виолончели у К. Ю. Давыдова (1874) и теории композиции (1878; занимался у Ю. И. Иогансена, H. A Римского-Корсакова). С этого же года преподавал в консерватории (классы элементарной теории, истории музыки, эстетики, а также сольфеджио, гармонии; с 1886 профессор). Впервые ввёл в консерваторский курс лекции по эстетике (читал их также в Академии художеств. 1887-94). С 1895 помощник B. В. Стасова по заведованию отделом искусств, в 1916 - зав. этим отделом Публичной б-ки (ныне Ленингр. публич. б-ка им. M. E. Салтыкова-Щедрина). В 1900-05 редактор отдела музыки в «Большой энциклопедии» C. Н. Южакова, в 1905-06 чл. Врем. комитета по управлению Петерб. консерваторией. Почётный чл. Болонской филармонич. академии (1888). Муз.-лит. деятельность начал как рецензент газ. «Голос» (1879-80) и «Порядок» (1880-81), впоследствии сотрудничал во мн. органах периодич. печати («Педагогический листок», «Театр», «Вестник изящных искусств», «Северный вестник», «Вестник Европы», «Журнал Министерства народного просвещения», «Театр и искусство», «ЕИТ» и др.). Осн. круг науч. интересов С. - исследования в области истории музыки и эстетики. В оценках разл. муз. явлений порой проявлялась несамостоятельность суждений. Частое цитирование трудов заруб. авторов превращало С. в «скромного посредника» между зап.-европ. наукой и рус. публикой. Его «Очерк всеобщей истории музыки» (1883) - один из первых трудов (хотя и компилятивного характера) по всеобщей истории музыки на рус. языке. Его труды по истории музыки, муз. теории, сольфеджио и эстетике в течение ряда лет использовались как пособия в рус. консерваториях и муз. школах. Соч.: Сольфеджио в ключах… (для высших классов СПб. консерватории), ч. 1-4, СПБ [б. г.]; Обзор деятельности Русского музыкального общества за 1859-1880 гг., «Голос», 1880, No 134; Заметки по элементарной теории музыки, СПБ, 1883; Очерк всеобщей истории музыки, СПБ, 1883, СПБ-М., 1912; Обзор главных основ эстетики…, «Вестник изящных искусств», 1886, т. 4, вып. 4, 1887, т. 5, вып. 2-5; Краткое руководство к теории музыки. (Элементарная теория, гармония, контрапункт, формы инструментальной и вокальной музыки), СПБ, [1896], 1909; Краткая историческая музыкальная хрестоматия с древнейших времен до XVII века включительно. С прилож. испанской школы, СПБ, 1896, 1900; Из области эстетики и музыки [сб. статей и лекций по истории музыки и эстетике], СПБ, 1896, De moments principaux de l'йvolution de la musique religieuse en Russie, в сб.: Congres international d'Histoire de la musique tenu а Paris а la Bibliotheque de l'opera du 23 au 29 Juillet 1900. Documents, memoires et voeux publies par soins de M. J. Combarieu, Solesmes, 1901 (рус. пер. - Главные моменты в развитии русского православного духовного пения. Реферат, читанный в Париже на конгрессе истории музыки 14/27 июля 1900 г., «Журнал Министерства народного просвещения», 1901, No 8); Краткий обзор исторического развития светской музыки от императора Петра I до нашего времени…, в кн.: Историческое музыкальное собрание по случаю 200-летнего юбилея города С.-Петербурга, СПБ, 1903, Эстетика в общедоступном изложении, т. 1-2, СПБ-П., 1905-17, т. 1, 1913; Очерк пятидесятилетней деятельности С.-Петербургской консерватории, СПБ, 1912, П., 1914 (совм. с А. И. Пузыревским); История музыки всех времен и народов, [т. 3], Девятнадцатый век, [вып. 1-3], СПБ, 1913. |