САЛЬЕРИ (Salieri) Антонио (18 VIII 1750, Леньяго, близ Вероны - 7 V 1825, Вена) - итальянский композитор, дирижёр и педагог. Учился в Леньяго у брата - Франческо С. (скрипка) и у соборного органиста Дж. Симони (клавесин). С 1765 пел в хоре собора св. Марка в Венеции, изучал гармонию под рук. Дж; Б. Пешетти и вок. искусство у Ф. Пачини. С 1766 жил в Вене, куда приехал с комп. Ф. Л. Тасманом, придв. капельмейстером; занимался под его руководством контрапунктом, брал уроки у чеш. музыканта (генерал-бас, чтение партитур, игра на скрипке). С 1767 служил клавесинистом-концертмейстером придв. оперного театра в Вене. В том же году создал первые соч. В нач. 1770 дебютировал как оперный композитор (комич. опера «Образованные женщины»), через год пост. его опера-сериа «Армида» (на петерб. сцене - в 1774). С 1774, будучи автором 10 опер, стал имп.-корол. камерным композитором и дирижёром итал. оперной труппы в Вене. В связи с пост. своих опер выезжал в Италию и Францию. Фактически руководил (с 1778 официально в качестве придв. капельмейстера) оперным театром (до 1790) и придв. капеллой (вышел в отставку в 1824), а также наблюдал за муз. обучением в разл. казённых уч. заведениях Вены. В течение многих лет (1777-1819) дирижировал благотворит. концертами, проводившимися регулярно (по 4 в год) Об-вом музыкантов (осн. в 1771 Гасманом) в пользу учреждённого при обществе пенсионного фонда для вдов и сирот венских музыкантов (в 1788 С. возглавил это общество). Руководил также хор. уч-щем Об-ва друзей музыки (с 1813), был первым директором основанной этим обществом в 1817 Венской консерватории. С 1823 страдал нервным расстройством. Оперы С. ставились почти во всех оперных театрах Европы, большинство из них пост. впервые в Вене; некоторые были созданы по заказу итал. театров, а также театров Парижа и Мюнхена. пост. опер С. открылись театры «Ла Скала» (1778) и «Каноббиана» (1779) в Милане, «Нуово» (1801) в Триесте. Из опер на итал. тексты особенно популярны были комич. оперы (буффа), в т.ч. «Венецианская ярмарка» и «Школа ревнивых». Уже первые оперы С. были отмечены К. В. Глюком, у которого он позднее совершенствовался в композиции (Глюк выделял С. среди своих последователей). Важным звеном в эволюции франц. оперы (tragedie lyrique) от К. В. Глюка к Г. Спонтини явилась большая мифологич. опера «Данаиды» (шла в Париже сначала как совм. соч. Глюка и С. после нескольких успешных спектаклей было обнародовано заявление Глюка о том, что автор оперы только С). В «Данаидах» пластика и изящество итал. (неаполитанско-венецианской) оперной мелодики сочетаются с выразительностью и действенностью франц. муз. декламации; соч. отличает мудрый расчёт в применении сольно-вок., хор., орк. и хореографич. средств (при возобновлении пост. «Данаид» в 1817 доп. балетные номера написал Спонтини). Для франц. сцены С. сочинил также оперы «Горации» (не имела успеха) и «Тарар» (либр. П. Бомарше). Проникнутая тираноборческой идеей и прославляющая нар. героя опера «Тарар» стала значит. обществ. событием (пост. за 2 года до взятия Бастилии). Исследователи усматривают в ней черты, предвещающие героич. стиль опер Франц. революции. Опера пост. во мн. городах (в Петербурге в 1789), затем в новой ред. под назв. «Аксур, царь Ормуза» (свободный итал. пер. Л. Да Понте); шла и на др. языках. Мастер итал. и франц. оперы, С. внёс свой вклад в разработку австр. разновидности нем. зингшпиля (его «Трубочист» предшествовал классич. зингшпилю Моцарта «Похищение из сераля»). Свою творч. деятельность для оперного театра С. завершил в 1802 («Негры», пост. 1804). В области церк. музыки С. работал гл. обр. в поздние годы (с 1788), создав ок. 100 духовных композиций, в т.ч. 5 месс. Вскоре после исп. Реквиема Моцарта в Вене он написал свой Реквием (1804; исполнен на похоронах С.). Его ораторию «Иисус в чистилище» (1803) позднее высоко оценил Ф. Шуберт («написана чисто по-глюковски»). Среди светских соч. С. - кантаты, хоры. В его канонах и др. «гармонических шутках» («scherzi armonici») для пения, как и в «музыкальных шутках» для струн. квартета («Scherzi musicali a 4 di stile fugato»), отразились жизнелюбие и юмор композитора. В числе его инстр. произв. - симфонии, орк. вариации, концерты с оркестром, камерно-инстр. ансамбли, фп. пьесы. С. был видным дирижёром. Под его упр. было исполнено много классич. музыки и произв. молодых композиторов. Большим авторитетом С. пользовался как педагог по композиции и пению. Среди его учеников (свыше 60) - композиторы Л. Бетховен (уроки вок. композиции), И. Н. Гуммель и Ф. К. Зюсмайр (оба учились также у Моцарта), Ф. К. В. Моцарт (младший сын В. А. Моцарта), Ф. Шуберт, Й. Вейгль (преемник С. в должности дирижёра придв. оперы), П. Винтер, И. Мошелес, Ф. Лист, певицы К. Кавальери, А. Мильдер-Хауптман, Ф. Франкетти, М. А. и С. Гасман (дочери учителя С). Им составлены школа 4-гол. пения («Scuola di canto in versi ei versi a 4 voci», 1818) и собрание разл. этюдов для юношества («Libro di partimenti di varia specie per profitto deliй gioventъ»). Отзывы о С. как о человеке разноречивы. Положительно высказывались о нём мн. видные музыканты, ученики относились к нему с любовью (Шуберт написал в честь учителя юбилейную кантату, 1816). В. А. Моцарт питал к нему недоверие, но в последний год жизни Моцарта между ними наметилось сближение. Легенда, будто С. отравил Моцарта, нашла отражение в «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» (и одноим. опере Н. А. Римского-Корсакова на её текст), а также в ряде др. лит. произв. 19-20 вв. Употребление имени С. для обозначения завистника исторически не обоснованно. В классической биографии Моцарта сказано, что С. был «человек добродушный, благожелательный и всегда готовый к благодеянию» (H. Abert, «W. A. Mozart», Tl 1, 1955, S. 731). Музыку С. ценили К. В. Глюк, Шуберт, Г. Спонтини, Дж. Россини, Ф. Герольд и др. видные его современники. После смерти С. его произв., как и соч. мн. совр. ему мастеров, сошли со сцены. Интерес к творчеству С. (оперному, оркестровому и др.) возродился в сер. 20 в. В странах Европы и в США возобновлены его оперы «Аксур, царь Ормуза», «Пещера Трофонио» (одна из лучших комич. опер С.), «Сначала музыка, а потом слова» (сатира на муз. театр), «Фальстаф, или Три шутки» (первое воплощение в музыке этого шекспировского образа). Соч.: оперы (41; пост. 38, включая 1 с др. композитором и 1 пастиччо из музыки преим. С.), в т.ч. Образованные женщины (Le donne letterate, 1770, Вена, Бургтеатр) Армида (по поэме Т. Тассо «Освобождённый Иерусалим», 1771, там же), Венецианская ярмарка (La fiera di Venezia, 1772, там же). Похищенная бадья (La secchia rapita, по поэме А. Тассони, 1772,там же), Трактирщица (Хозяйка гостиницы, La locandiera, по комедии К. Гольдони, 1773, там же), Узнанная Европа (Europa riconosciuta, 1778, Милан, 1-й спектакль театра «Ла Скала»), Школа ревнивых (La scuola de' gelosi, 1778, Венеция, театр «Сан-Мойзе»), Талисман (Il talismano, совм. с Дж. Рустом; С. принадлежит 1-я из трёх актов; либр. К. Гольдони, 1779, Милан, 1-й спектакль театра «Каноббиана»), Трубочист (нем. Der Rauchfangkehrer, 1781, Вена, «Бургтеатр»), Семирамида (1782, Мюнхен, Резиденцтеатр), Данаиды (франц. Les Danaides, либр. P. Леблана дю Рулле и Л. Т. Чуди, переделка итал. либр. «Гипермнестра» Р. Кальцабиджи, 1784, Париж, театр «Королевская академия музыки»), Богач на день (Il ricco d'un giorno, 1784, Вена, «Бургтеатр»). Пещера Трофонио (La grotta di Trofonio, 1785, там же), Горации (франц. Les Horaces, по трагедии П. Корнеля «Гораций», 1786, Фонтенбло), Сначала музыка, а потом слова (Prima la musica e poi le parole, 1786, Шенбрунн, близ Вены, Дворцовый театр), Тарар (Tarare, франц. либр. П. Бомарше, 1787, Париж, театр «Королевская академия музыки»; переделка - Аксур, царь Ормуза, итал. Axur, re d'Ormus, либр. Л. Да Понте, 1788, Вена, «Бургтеатр»), Талисман (Il talismano, нов. опера, либр. Л. Да Понте, переделка прежнего либр. К. Гольдони, 1788, Вена, «Бургтеатр»), Пальмира, царица персидская (Palmira, regina di Persia, 1795, Вена, «Кернтнертортеатр»), Фальстаф, или Три шутки (Falstaff, о sia Tre burle, по комедии У. Шекспира «Виндзорские проказницы», 1799, Вена, «Кернтнертортеатр»), Анджолина, или Супружество при условии тишины (Angiolina, о sia Il matrimonio per susurro, по комедии Б. Джонсона «Эписин, или Молчаливая женщина», 1800, там же), Ганнибал в Капуе (Annibale in Capua, 1801, Триест, 1-й спектакль театра «Нуово»), Негры (нем. Die Neger, 1804, Вена, «Театр ан дер Вин»); для солистов, хора и орк. - 4 оратории, в т.ч. Страсти нашего господа Иисуса Христа (La passione di nostro signore Gesщ Cristo, текст П. Метастазио, 1776, Вена), Страшный суд (франц. Le jugement dernier, 1788, Париж, Тюильри, начата К. В. Глюком), Иисус в чистилище (Gesщ al limbo, 1803, Вена); ок. 10 кантат (в т.ч. 1 для голоса с фп., совм. с В. А. Моцартом и др., 1785), 5 месс (и 1 неоконч.), реквием (1804, и 1 неоконч.), 3 Те Deum и др. церк. соч.; для орк. - 3 симфонии, Концертная симфония (1774), 24 вариации на тему Испанской фолии (La folia di Spagna, 1815-20), серенады, увертюры, марши, танц. музыка; концерты (с орк.) - для органа (1775), флейты и гобоя (1774), 2 для 2 фп. (1778); камерно-инстр. произв.; 5 патриотич. хоров; 28 вок. дивертисментов (с фп.), каноны и ок. 150 др. вок. произв.; фп. пьесы; танц. музыка; увертюра, антракты и хоры к пьесе А. Коцебу «Гуситы под Наумбургом» (1803, Вена, «Бургтеатр»). |