САЛЬСЕДО (Salzedo) Карлос (6 IV 1885, Аркашон, Франция - 17 VIII 1961, Уотервилл, шт. Мэн, США) - американский арфист, композитор и муз.-обществ. деятель. Сын хормейстера и ассистента профессора пения Парижской консерватории Гастона С. и концертирующей пианистки. Учился игре на фп. с 3 лет; в 5-летнем возрасте дал сольный концерт, в 7 лет написал первое муз. соч. - сонату для фп. Учился с 1894 в Парижской консерватории по классу фп., с 1896 занимался у А. Ассельмана по классу арфы (окончил консерваторию по 2 специальностям). С 1901 концертировал как солист и играл в оркестре, гастролируя с «Концертами Колонна» в странах Европы. В 1905-09 солист оркестра «Ассоциации обладателей первых премий Парижской консерватории» (Монте-Карло); в 1909-13 работал (по приглашению А. Тосканини) в «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк). С 1920 президент Нац. ассоциации амер. арфистов. В 1921 основал (совм. с Э. Варезом) Междунар. гильдию композиторов в Нью-Йорке и создал журн. «Eolian Review» (первый спец. журнал, посв. арфовому искусству; под назв. «Eolus» изд. до 1933), в котором публиковал статьи об искусстве игры на арфе и её месте в современном музыкальном мире. Участвовал в создании секции США в Международном обществе совр. музыки (1923), в 1928 (совм. с Варезом) основал Панамер. ассоциацию композиторов. Выдающийся солист-арфист, С. обогатил совр. арфовую технику, введя новые колористич. приёмы игры (игра ногтями, стук по деке и корпусу и др.). Написал спец. этюды и Школу игры на арфе, способствовавшие выработке новых видов техники («Modern study for the harp», 1921), совм. с Л. Лоренсом - инструктивные соч. «Методика игры на арфе» («Method for the harp», 1929), «Искусство модуляции» («The art of modulating», 1950). Преподавал в Ин-те музыки и в Джульярдской муз. школе в Нью-Йорке, в Муз. институте Кёртис в Филадельфии, где в 1924 основал класс арфы. Сконструировал новый тип арфы, т.н. модель Сальседо. С. - автор мн. произв. для арфы (также в сопровождении дух. и др. инструментов или с вок. партией), отличающихся ритмич. сложностью и технич. трудностями; наиболее значительны: поэма для арфы с оркестром «Зачарованный остров» («The enchanted isle», 1918), концерт для арфы и 7 дух. инструментов (1925), «Стихотворения Сарры Арроу» (для сопрано, 6 арф и духовых, 1919), «Стихотворения Малларме» (для сопрано, арфы и фп., 1924), соната (1922), сюита из 7 танцев (1943), Вариации на тему в старинном стиле для арфы. С. принадлежат также транскрипции для арфы «Бурре» И. С. Баха, «Сарабанды» Ф. Куперена, «Весенней песни» Ф. Мендельсона, танц. пьес И. Брамса, Ж. Ф. Рамо, А. Корелли. |