САЛЬВАДОР-ДАНИЕЛЬ (Salvador Daniel, по др. источникам - Daniel Salvador) Франсиско (1831, Бурж. департамент Шер - 24 V 1871, Париж) - французский музыковед-фольклорист, композитор, муз. критик, активный деятель Парижской Коммуны. По национальности испанец. Муз. образование получил под рук. отца (музыкант, политич. эмигрант, бежавший из Испании и обосновавшийся в Бурже, где давал уроки музыки; написал ряд муз. уч. руководств и трудов по теории музыки). В 1843 С.-Д. переехал в Париж, учился в Парижской консерватории, в течение неск. лет работал скрипачом и альтистом в «Театр лирик». Был дружен с Л. Делибом, а также с композитором сенсимонистом Ф. Давидом, разделял его социальные взгляды и интерес к музыке Востока. В 1853 уехал в Сев. Африку и поселился в Алжире; давал уроки музыки, позднее получил место профессора музыки в Алжирской муз. школе и дирижёра обществ «Алжирский Орфеон» и «Алжирская гармония». В 1865 С.-Д. вернулся в Париж. Здесь он прочитал неск. докладов по истории музыки, дал концерты «античной и восточной музыки», где выступил как дирижёр - исполнитель собств. соч.; организовал серию «народных концертов». В 1868-69 сблизился с революц. писателями Франции - А. Рошфором, Ж. Валлесом и др. Начал сотрудничать как муз. критик в газ. «Марсельеза»; среди его статей - «Народные песни», «Свобода театров», «Социальная музыка». С.-Д. принимал участие в вооружённых восстаниях 1870 и 1871; был избран членом центр. комитета Нац. гвардии Парижской Коммуны. Комиссариат просвещения назначил его делегатом по делам консерватории, а затем, после смерти Ф. Обера, - её директором. В мае 1871 участвовал в баррикадных боях на улицах Парижа, был схвачен версальцами и расстрелян. С.-Д. был крупным специалистом по антич. и вост. музыке, изучал араб. фольклор. Посетив Тунис, Марокко и др. страны Африки, собрал и записал ок. 400 нар. песен. Многие из них обработал, гармонизовал и опубликовал в сборниках для голоса с фп. (в т.ч. «Альбом арабских, мавританских и кабильских песен», 1867) с собств. переводами текстов на франц. и испан. языки (2 песни из сборников С.-Д. использовал Н. А. Римский-Корсаков в симф. сюите «Антар», 4 песни - алж., марокканская, триполитано-ливийская и тунисская - вошли в сб. «Песни народов мира», вып. 1, сост. Г. М. Шнеерсон, М., 1955). С.-Д. принадлежат переводы некоторых др.-араб. муз. трактатов и исследования об араб. музыке. Последние получили высокую оценку современников и специалистов. Автор оперы на сюжет из алж. нар. жизни (не пост.), Арабских танцев для оркестра, а также ряда инстр. соч. на араб. темы (в т.ч. Арабских фантазий для фп.), пьес для скрипки и фп. и др. Им сделаны 3 обработки араб. песен для муж. хора в сопровождении фп., гобоя и бубна и др. Лит. соч.: Essai sur l'origine et les transformations de quelques instruments, «Espana artistica», Madrid, 1858; La musique arabe, ses rapports avec la musique grecque et le chant gregorien, Alger, 1863, 1879 (с доб. ст. Notice sur la musique kabyle); Fantaisie sur une flute double, instrument arabe, «Revue Africaine», 1866, No 59, p. 382-92, No 60, p. 424-40; Le personnage regnant, P., 1867; La complainte de l'ogre, P., 1867. |