САЛЛИВЕН (Sullivan) Артур Сеймур (13 V 1842, Лондон - 22 XI 1900, там же) - английский композитор, органист, дирижёр и педагог. Пел в хоре мальчиков Корол. капеллы (1854-58), где получил начальное муз. образование под рук. Р. Т. Хеладра, затем учился в Корол. академии музыки у С. Беннетта, Дж. Госса и А. О'Лири в Лондоне (1856-58), у М. Гауптмана, Ю. Рица, Ф. Давида, И. Мошелеса и Л. Плайди в Лейпцигской консерватории (1858-61). С 1861 работал в Лондоне, служил церк. органистом, с 1866 одноврем. преподавал композицию в Корол. академии музыки, в 1876-79 был директором Школы нац. воспитания (позднее Корол. муз. колледж), в 1885-87 - дирижёром Филармонич. общества. Как композитор С. дебютировал в 1855 (гимн на библ. текст, опубликован В. Новелло). Получил известность после исп. в 1866 в Лондоне его Ирландской симфонии.В историю музыки С. вошёл как автор оперетт. Первый успех принесла ему оперетта «Бокс и гребля» («Box and cox», 1867); пользовались популярностью, в т.ч. в США, оперетты «Фрегат его величества «Пинафор»«, «Пираты Пензанса», «Иоланта», «Микадо» (самая известная; на её основе был создан кинофильм, который демонстрировался и в СССР) и др. Б.ч. оперетт С. написана на либр. комедиографа У. Гилберта, с которым он сотрудничал в 1871-89. Уже их первая оперетта («Суд присяжных», пост. 1875) имела столь большой успех, что вскоре была организована спец. труппа для пост. их произв. Оперетты С. и Гилберта (б.ч. пост. в театре «Савой», Лондон) разнообразны по характеру (несмотря на часто повторяющиеся сюжетные ситуации и стереотипность комич. приёмов), некоторые содержат элементы пародии и сатиры: «Бокс и гребля» имеет черты политич. карикатуры, «Терпение» («Patience») высмеивает декадентский эстетизм; отдельные номера представляют собой музыкальную карикатуру, пародию. С. и Гилберт создали ряд ярких типич. образов людей из народа (солдаты, матросы, слуги, полицейские и др.). Музыка С. одного из лучших англ. мастеров оперетты, отличается богатством эмоциональных оттенков, яркостью орк. красок, ритмич. разнообразием (при мало оригинальной гармонии). Для оперетт С. характерны задушевная мелодичность (любимый композитор С. - Ф. Шуберт), мастерство, проявляющееся особенно в ансамблях, усиление роли орк. сопровождения, часто - театрализованная эксцентриада. Единств. опера С. «Айвенго» успеха не имела. Пользовались известностью его песни и баллады «Рассеянный нищий» («The absent-minded beggar», на сл. Р. Киплинга, 1899), «Арабская любовная песнь» («Arabian love song», до 1866), «Спи, усни, любовь моя» («Sleep, my love, sleep», 1874) и др.; некоторые остаются популярными («Утраченная гармония» - «The lost chord», 1877, переиздана в 1965). Музыка С. аранжирована Ч. Маккересом в балете «Выборы в Пайнэппле» (1959). Соч.: опера Айвенго (1891, по В. Скотту, Лондон); оперетты (23) - Контрабандист (The contrabandista, 1867, Лондон; перераб. вариант: Атаман - The chieftain, 1894, там же), Зоопарк (The Zoo, 1875, там же), Суд присяжных (Trial by jury, 1875, там же), Фрегат его величества «Пинафор» (H. M. S. Pinafore, Лондон, 1878), Пираты Пензанса (The pirates of Penzance, Йью-Йорк, 1879), Принцесса Ида (Princess Ida, Лондон, 1884), Микадо (The Mikado, 1885, там же). Гондольеры (The Gondoliers, 1889, там же), Торговый дом Утопия (Utopia limited… 1893, там же), Персидская роза (The Rose of Persia, 1899, там же), Изумрудный остров (The Emerald isle, 1901, Лондон, пост. посмертно) и др.; балеты - Очарованный остров (L'оle enchantee, 1864, Лондон), Виктория и весёлая Англия (Victoria and merrie England, 1897, там же); оратории - Блудный сын (The prodigal son, 1869) и Свет мира (The light of the world, 1873), хор. кантаты - Кенильворт (1864), Золотая легенда (Golden legend, 1866) и др.; для орк. - Ирландская симфония (Irish symphony, 1866), 6 увертюр (1857-70), марши; концерт для влч. с орк. (1866); камерно-инстр. ансамбли - дуэт для влч. и фп. (1868), романс для струн. квартета (1859); для хора - Те Deum, энсземы, псалмы и др. культовые соч. (ок. 60); пьесы для фп.; песни (ок. 100), вок. дуэты; музыка к спектаклям драм. театра. |