САМОСУД Самуил Абрамович [2 (14) V 1884, Тбилиси - 6 XI 1964, Москва] - советский дирижёр. Нар. арт. СССР (1937). В 1906 окончил Тбилисское муз. уч-ще по классу виолончели у А. Поливко, затем учился в Праге у Г. Вигана, в Париже у П. Касальса и в «Схола канторум» (по классам композиции у B. д'Энди и дирижирования у Э. Колонна). По возвращении в Россию - виолончелист оркестра петерб. Нар. дома. В 1910-17 дирижёр оперного театра Нар. дома, в 1917-19 - Мариинского театра. В 1918-36 гл. дирижёр и худ. рук. Ленингр. Малого оперного театра. С деятельностью С. связано становление сов. оперного искусства. Он привлёк к созданию опер молодых ленингр. композиторов, участвовал в пост. сов. опер: «Нос» (1930) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1934) Шостаковича, «Камаринский мужик» (1933) и «Именины» (1935) Желобинского, «Тихий Дон» (1935), «Война и мир» (1946). Под рук. С. прошли также примечат. пост. оперной классики: «Золотой петушок» (1923); «Похищение из сераля» Моцарта (1925), «Снегурочка» (1928), «Фальстаф» (1929) и др. Большое внимание уделял дирижёр оперной режиссуре, тщательной разработке всех деталей спектакля. В 1936-43 гл. дирижёр Большого театра, в 1943-1950 - Муз. театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Среди значит. работ этого периода - «Поднятая целина» Дзержинского (1937), «Руслан и Людмила» (1937, новая сценич. ред.), впервые поставленная в СССР опера «Иван Сусанин» (1939; Гос. пр. СССР, 1941), «Иоланта» (1940), «Семья Тараса» (1951; Гос. пр. СССР, 1952). С. основал и возглавил (1953-57) симф. оркестр Всесоюзного радио и оперно-симф. оркестр Всесоюзного радио и телевидения (с 1957). Под его упр. впервые исполнены 7-я симфония Шостаковича (1942, Куйбышев и Москва), оратория «На страже мира» (1950) и 7-я симфония (1952) Прокофьева; он осуществил конц. постановки мн. оперных произв., в т.ч. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Богема», «Паяцы», «Тангейзер», «Нюрнбергские мейстерзингеры»; «Итальянка в Алжире» Россини. Редкая интуиция, безупречный вкус, глубокое понимание жанровых особенностей каждого произв., выдающееся педагогич. дарование - сделали дирижёрскую деятельность С. одной из ярких страниц истории сов. муз. театра. Соч.: Минувшее встает передо мною…, «СМ», 1965, No 9. |