«САН-КАРЛО» (Teatro San Carlo) - итальянский театр оперы и балета в Неаполе. Открыт в 1737 оперой «Ахилл на Скиросе» Сарро в специально построенном в том же году здании (арх. Дж. А. Медрано и А. Карасале). В 18 в. ставились оперы Л. Лео, Н. Порпоры, Н. Йоммелли, И. А. Хассе, Н. Логрошино, К. В. Глюка, Н. Пиччинни, А. Саккини, Т. Траэтты, Дж. Паизиелло, Д. Чимарозы и др.; выступали известные певцы - Л. Агьяри, Г. Бабби, В. Банти, К. Габриелли, Дж. Грассини, Дж. Давид, Г. Пакьяротти, Дж. Ф. Тендуччи. В 1-й пол. 19 в. в «С.-К.» были впервые пост. оперы «Елизавета, королева Английская» (1815), «Армида» (1817), «Моисей в Египте» (1818), «Магомет II» (1820), «Зельмира» (1822) Россини, «Эльвида» (1826), «Пария» (1829), «Фауста» (1832), «Лючия ди Ламмермур» (1835), «Осада Кале» (1836), «Полиевкт» (1848) Доницетти. В 1809- 1840 «С.-К.» руководил импресарио Д. Барбая, во многом определивший репертуар театра (заказывал оперы крупнейшим композиторам). Здесь прошли премьеры опер Дж. Верди «Альзира» (1845) и «Луиза Миллер» (1849). Во 2-й пол. 19 в. театр ставил оперы Ж. Визе, Р. Вагнера, Ш. Гуно, Дж. Мейербера, А. Тома. Среди ведущих певцов 19 в. - И. Кольбран, А. Ноццари, М. Гарсиа, Д. Донцелли, Дж. Паста, А.Патти, Ф.Таманьо, хореографов - Г. Джоя и С. Тальони, солистов балета - Ф. Черрито, К. Гризи, Л. де Лоренцо, А. Висконти. В 1-й пол. 20 в. театр уделял значит. внимание совр. произв.: ставились оперы И. Пиццетти, Р. Дзандонаи, Дж. Ф. Гедини, Ф. Альфано, Р. Штрауса, И. Ф. Стравинского, А. Онеггера. На сцене театра выступали крупнейшие певцы - Б. Джильи, М. Канилья, Дж. Лаури-Вольпи, Ф. Мерли, Г. Пазеро, Э. Стиньяни, П. Тассинари, солисты балета - М. Бардин, Р. Гранди, Н. Коломбо, Б. Ломбарди, Э. Маццуккелли, В. Нарди, В. Сильвестре, хореографы - Р. Грасси, Б. Галлиция. После 2-й мировой войны 1939-45 «С.-К.» регулярно возобновляет редко исполняемые произв. итальянский композиторов: «Нерон» Бойто (1957), «Богема» (1958), «Царь Эдип» (1970) Леонкавалло, «Мария ди Роган» (1962), «Роберт Девере» (1964), «Катерина Корнаро» (1972) Доницетти, «Зельмира» (1965), «Граф Ори» (1969) Россини, «Сафо» Пачини (1967), «Двое Фоскари» Верди (1968), «Изабо» Масканьи (1972), «Ужин шуток» Джордано (1974). Среди пост. 60-70-х гг. выделяются - «Вильгельм Телль» Россини (1965), «Адриенна Лекуврер» Чилеа (1966), «Парсифаль» (1967), «Вертер» (1969); «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси (1969), «Симон Бокканегра» (1970), «Стиффелио» (1972) Верди, «Элиза и Клаудио» Меркаданте (1971), «Гуарани» Гомиса (1971), «Заключённый» Даллапикколы (1972), «Замок герцога Синяя Борода» Бартока (1972), «Тристан и Изольда» (1974). Произв. рус. и советский композиторов ставятся гл. обр. силами Софийской и Загребской опер, в т.ч. были пост. «Борис Годунов» (сезон 1962/63 и в 1970), «Пиковая дама» (1962/63), «Князь Игорь», «Катерина Измайлова» (1964), «Садко», «Семён Котко» (обе в 1965),»Хованщина», «Русалка» (обе в 1966). Труппой театра «С.-К.» в 1959 пост. опера «Обручение в монастыре», в 1967 - «Иван Сусанин». В «С.-К.» выступают виднейшие совр. певцы: К. Бергонци, И. Бьёнер, К. Ватсон, Н. Гедда, Н. Гяуров, П. Доминго, М. Кабалье, Р. Кабайванская, Ф. Коссотто, Л. Паваротти, Б. Силе, Р. Скотто, Е. Сулиотис. В сезоне 1960/61 партию Кармен исполняла сов. певица И. К. Архипова. Спектаклями дирижируют Дж. Гаваццени, Ф. Молинари-Праделли, Дж. Патане, Ж. Претр, Дж. Притчард, Н. Решиньо, М. Росси, К. Франчи. |